16.03                        Русский     язык           5-а

 

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока

 

1.Словарный диктант на правописание имен собственных и нарицательных.

Красная площадь, великий князь, Кремль, повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», храм Покрова на Нерли, купец из Нижнего Новгорода, отряды Минина и Пожарского, река Нева, чудесный водопад, газета «Московские вести», центр России, кинотеатр «Россия», Крым, глубокое море, Берингов пролив.

2.Вспомните, какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи? Морфология

-А значит какой разбор нам необходимо выполнить, чтобы разобрать слово как часть речи? Морфологический

-Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном, делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания.

-Какую часть речи мы с вами изучили? Имя существительное

-Назовите общее грамматическое значение имени существительного. Предмет

-Что значит начальная форма имени существительного? Это существительное в форме Им.п, ед.ч.

- У каждой части речи есть свои отличительные признаки, знание которых облегчает постигать законы правописания. Сейчас мы вспомним с вами эти признаки.

По какому признаку слова распределены в столбики?

одушевленные

неодушевленные

Кошка

Бумага

Голубь

Солнце

Девочка

Ветер

Медведь

Камень

 

Итак, первый признак – одушевленность/неодушевленность

Может ли этот признак изменяться? Нет, он постоянный

Определите в чем сходство и различие этих слов

Собственные

Нарицательные

Вася      

туча

Москва   

дерево

Жучка   

ручка  

Иванов  

любовь

 

Что мы знаем об этом признаке? Он тоже постоянный

 

Найдите закономерность в следующей таблице

Ж.р.

М.р.

Ср.р.

парта

стол

небо

вода

урок

слово

сестра

компьютер

сено

мама

ответ

перо

 

Может ли существительное изменить свой род? Нет, это тоже постоянный признак

1 склонение

2 склонение

3 склонение

дядя

конь

мышь

папа

дом

ночь

поляна

утро

сирень

земля

солнце

мать

 

Еще один постоянный признак – это склонение. Расскажите как мы будем определять его? 1склонение – сущ. мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,

2склонение – сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,

3склонение – сущ. женского рода с мягким знаком на конце.

 

Определите следующий признак.

Единственное число

Множественное число

карандаш

карандаши

девочка

девочки

буква

буквы

книга

книги

 Смотря на нашу таблицу, сделайте вывод: число постоянный или непостоянный признак?

Непостоянный, он может меняться

Кто догадался какой последний признак?

Именительный падеж

урок

Родительный падеж

урока

Дательный падеж

уроку

Винительный падеж

урок

Творительный падеж

уроком

Предложный падеж

уроке

 

Как вы думаете падеж постоянный признак? Нет, он изменяется

-Морфология тесно связана с синтаксисом. Расскажите о синтаксической роли имени существительного? Существительные в предложении чаще выступают в роли подлежащего, дополнения и обстоятельства.

План морфологического разбора имени существительного

1.Часть речи, общее грамматическое значение

 

1.Имя существительное, обозначает предмет

2. Начальная форма

 

2.В форме именительного падежа, единственного числа

3. Морфологические признаки

Постоянные:

1

2

3

4

3.

 

1.Одушевленное/неодушевленное

2.Собственное/нарицательное

3.Род

4.Склонение

Непостоянные:

1

2

 

1.Число

2.Падеж

4.Синтаксическая роль:

 

4.Каким членом предложения является

 

3.Благодаря вашим ответам мы познакомились с порядком морфологического разбора существительного. Теперь нам необходимо выполнить несколько заданий

ВОПРОС №1: Что такое имя существительное, как часть речи?

Задание №1 Найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж. Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.      (работа в тетради)

Проверяем:            книга (им.п., ед.ч.)

                                 сосуд - им.п., ед.ч.

                                 мыслями   - тв.п., мн.ч.

                                знаниями   - тв.п, мн.ч.

Вопрос №2: Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ №2: Определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

                Не красна книга письмом, красна умом.

Проверяем:            книга – сущ., нариц., неодушевл., ж.р., 1склон.

письмом – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 склон.

умом       -  сущ., нариц., неодуш., муж.р., 2 склон.

         

Вопрос №3: Расскажите о синтаксической роли имени существительного?

Задание №3: Выполните синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.

             Книга – мудрое творение человека.

               Книги созданы умом человека и его руками.

Проверяем

Теперь, когда мы всё вспомнили, вы с легкостью сможете выполнить морфологический разбор по нашему плану

Запись предложения и морфологический разбор существительных.

       Нет ничего дороже Родины.

1.(чего?) Родины имя сущ., обозначает предмет.

2.Нач. форма – Родина.

3.Морфологические признаки:

Постоянные: собственное, неодушевлённое, ж.рода, 1 склонения

Непостоянные: употреблено в форме единственного числа, родительного падежа.

4.В предложении является дополнением: дороже (чего?) Родины.

 Домашнее задание. Из текста упр. 560 выписать 3 любых существительных в разных падежах, выполнить морфологический разбор, образец разбора выучить.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога