20.04 Литература 11-б
Тема: Символический смысл и глубокий философский
подтекст повести- притчи Э. Хемингуэя «Старик и море»
Эпиграф
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй.
Сегодня на уроке мы определим основные мотивы повести «Старик и море»,
проследим, как в повести отражается авторская позиция Э. Хемингуэя; подумаем
над тем, в чем заключен гуманистический пафос произведения.
Для успешной работы на уроке нам необходимо
повторить ряд теоретических положений:
· притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;
· подтекст – скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;
· пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и
эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;
· лейтмотив – ведущий мотив,
который повторяется на протяжении всего произведения.
Философское
начало повести:
·
Вера писателя в человека и силу его духа
(«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);
·
Утверждение необходимости братства людей;
·
Трагический взгляд на удел человека, чьи
усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.
На
первый взгляд сюжет повести не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой
произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему
повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что
старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы
обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет.
Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о
чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека?
О трагедии одиночества в мире? И в чем,
наконец, пафос произведения? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к
анализу текста.
Определение стилевых особенностей повести «Старик и море»
Отличительными чертами стиля повести «Старик и
море» являются локальность и диалогичность. В основе локальности лежит
избирательность, которая предполагает отбрасывание всего лишнего, загромождающего
повествование, мешающего динамичности и развертыванию сюжета. Стремясь к
локальности повествования, Хемингуэй широко использует подтекст, умолчания. Он
сосредотачивает внимание читателей на каком-то
одном ключевом слове. Это приводит к фрагментарности повествования, к
быстрой замене монолога диалогом. Организовать же произведение в художественно
целое помогают лейтмотивы. Прочитайте подготовленные отрывки из повести «Старик и море»
(предварительные индивидуальные
задания). Определите основные
лейтмотивы. Какую идейную нагрузку они несут? Как выражается в них авторская
позиция?
Основные лейтмотивы повести:
- мотив необыкновенной рыбы (человек
- неотъемлемая часть природы,
однако старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);
- мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с
природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика
находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с
окружающим миром);
- мотив бейсбола (в мире, где особенно
ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно);
- мотив мальчика и львов (очень важна
преемственность поколений, ведь жизнь
старика продолжается в судьбе мальчика;
мотив львов выражает извечное
стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).
Посмотреть видеоролик из кинофильма «Старик и море».
– Какова,
по-вашему, тема произведения?
Следует подчеркнуть, что тема повести
«Старик и море» – характерная для всех произведений зрелого Хемингуэя тема
человеческого мужества. Мужество, огромная духовная сила – единственное
достояние старого рыбака Сантьяго; у него даже глаза, «цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».
– В
чем проявилось мужество главного героя?
В тяжелом поединке с гигантской рыбой
Сантьяго не теряет самообладания, спокойной воли выстоять вопреки старчески
слабеющим мускулам и боли многочисленных ран. Изнемогая от непрестанного
нападения акул, он говорит себе: «…человек
не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его
нельзя победить».
Вопрос личного мужества для Хемингуэя –
важнейший вопрос всей его жизни. Только в борьбе обретает он самосознание и
видит в ней единственную форму осмысленного, достойного существования:
«Драться, драться, пока не умру».
– В
чем проявляется глубокий психологизм повествования?
Несложный сюжет повести лишен внешней
занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность
повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких,
интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.
В своем одиноком плавании старик как будто
с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую,
а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.
В изображении Хемингуэя самым значительным
и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со
вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной
рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с
другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.
Но еще более волнует его сознание того,
что оба они принадлежат к одному миру, в котором каждое явление приобретает
смысл лишь через другое. Это вызывает у старика долгие раздумья о
противоестественности того разрушения, которое сопутствует борьбе за
существование: «Как хорошо, что нам не
приходится убивать звезды!» «Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать
солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих
собратьев».
– Докажите,
что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.
Мысли простого человека, главного героя
произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и
теплое сочувствие к людям.
Показывая своего героя одиноким в его
тяжелых буднях, писатель тем не менее не делает его индивидуалистом. В море
Сантьяго постоянно вспоминает мальчика Манолина – своего верного и надежного
помощника. Суровый закон борьбы за существование разлучает их: день за днем не
приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно… «самый что ни на есть невезучий», и
велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три
хорошие рыбы в первую же неделю.
Но это не мешает трогательной, настоящей
дружбе старика и мальчика. Да и со всеми «хорошими людьми» – тружениками
рыбацкого поселка – Сантьяго связывает взаимная симпатия и чувство
товарищества.
– Почему
рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?
Пройдя почти до конца свой жизненный путь,
старый рыбак не видит возможности реального человеческого счастья. «Хотел бы я купить себе немножко счастья,
если его где-нибудь продают… А на что его купишь? – спросил он себя. – Разве
его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»
Герою Хемингуэя жизнь дана как будто для
того, чтобы ощутить её очарование, всю подспудную красоту мира, вызывающую в
человеке мечты, которые никогда не осуществляются и с годами постепенно
умирают. «Ему теперь уже больше не
снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни
состязания в силе, ни жена», – говорится о Сантьяго. Отходит все, что могло
бы стать действительной радостью, остаются лишь грезы, прекрасные, но пустые,
далекие от реальности: «Ему снились
только далекие страны и львята, выходящие на берег».
Мужество не приносит человеку удачи и
счастья. Оно имеет смысл лишь как признак человеческого достоинства, само по
себе, без конкретного назначения. Рыба, победа над которой сулила хороший
доход, далеко не лишний для старого беспомощного рыбака, растерзана акулами. И
самый подвиг Сантьяго – подвиг как самоцель – вызывает у него лишь чувство
опустошенности, утомления: «Ты устал,
старик… Душа у тебя устала».
По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный
стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения».
Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы
человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.
– Как
вы можете объяснить название повести? Почему не «Старик и рыба»? Можно ли
считать название своеобразным символом?
– В
центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из
слов больше подходит к изображённой ситуации? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок,
война, бой…)
В повести Хемингуэя перед нами дуэль или
поединок (причем старик называет своего соперника другом). «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих
ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в
одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны
друг с другом», – говорит старик.
– Каким
вы представляете себе старика, какова его предыстория? Как описывает его автор?
«Все у него было старое, кроме глаз, а
глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не
сдается». «На руках виднелись глубокие
шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих
шрамов не было».
– Опишите
лодку: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый,
напоминал знамя наголову разбитого полка»
– Как
относится герой к миру и как мир относится к нему?
Сантьяго привык везде и всюду обходиться
своими силами, он «мастер» и «хозяин», знающий свое дело. Старик сам называет
себя «необыкновенным». На его душе
нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она
тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на
Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, –
тревожатся о нем.
О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или
отказывает в них».
– Уничтожит
человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?
Если отвечать словами авторов, то получится
следующее. «Может быть, мне не нужно было
становиться рыбаком, – думал он (старик). – Но ведь для этого я родился». Необходимость,
судьба, работа, рыбацкая гордость… «Человека
можно уничтожить, но его нельзя победить» – это мнение старика или позиция
автора, идея его произведения?
– Нарисуйте
портрет старика Сантьяго. Можно ли по нему определить отношение автора к герою
рассказа?
Герой повести Хемингуэя – сильный,
дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком
далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.
– Как относились
к старику в поселке?
– 84 дня старика Сантьяго преследует неудача.
Скажите, как может вести себя человек, который попал в полосу невезения?
Человек может разувериться в своих силах,
озлобиться против
всего мира или стремиться
искать новые возможности.
– Как поступает старик Сантьяго?
Он
бросает
вызов судьбе, ищет новые
возможности.
– Верит ли Сантьяго в свою удачу?
Да, верит в удачу и
надеется на успех.
– Когда старик получил прозвище Чемпион? С какой целью автор, несмотря
на локальность повествования, так подробно рассказывает о поединке Сантьяго
с негром, самым сильным человеком в
порту?
Хемингуэй
подчеркивает, что старик Сантьяго обладает огромной силой духа, умением
выстоять.
– Когда Сантьяго пригодится это умение бороться?
Три дня в открытом
море старик будет бороться со своими сомнениями, слабостью, голодом, болью; он
сможет укротить необыкновенную рыбу; вступит в единоборство с акулами.
– Акулы
нападают беспрерывно, и у старика остается все меньше сил. О чем же думает Сантьяго в такой тяжелой
ситуации?
«Но человек не для того создан, чтобы терпеть
поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».
«Вот теперь они меня одолели. Я слишком стар,
чтобы убивать акул дубинкой. Но я буду сражаться, покуда у меня есть весла,
дубинка и румпель»..
– Старик доставил к берегу только обглоданный
акулами скелет огромной рыбы. Можно ли сказать, что он вернулся домой ни с чем?
Нет, ведь все случившееся для старика Сантьяго это приобретение
жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных
качеств.
– Изменилось ли отношение к старику Сантьяго в поселке?
Рыбаки с большим
уважением смотрели на старика, на длинный белый
позвоночник бывшей рыбы с огромным хвостом на конце, а Манолино
восхищается мужеством и стойкостью Сантьяго.
Совсем не случайно повесть кончается не
лейтмотивом необыкновенной рыбы или же одиночества. В финале повести
переплетаются и взаимодействуют два лейтмотива: мальчика и львов. Диалогичность
стиля отсутствует, уступая место диалогу как символу единения людей,
возрождения старика к жизни:
« -
Теперь мы опять будем рыбачить вместе.
-
Нет. Я
- несчастливый. Мне больше не везет.
- Да
наплевать мне на это везенье! - сказал мальчик. – Я тебе принесу счастье.
- А
что скажут твои родные?
-
Неважно. Я ведь поймал вчера две рыбы. Но теперь мы будем рыбачить с тобою
вместе, потому что мне многому еще надо научиться».
Связь поколений не прерывается, вечно
стремление человека к мечте. И как
доказательство этого заключительные слова повести: «Наверху, в своей хижине,
старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику
снились львы».
Составление схемы «”Старик и море” —
философская повесть»
«Старик
и море» — философская повесть |
|
Пафос |
Гуманность |
«Как хорошо, что нам не приходится
убивать солнце, луну и звёзды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу
у моря И убиваем своих братьев» |
«Человек не для того создан, Чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, Но его нельзя победить» |
♦ Э. Хемингуэй говорил о повести-притче
«Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и
настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если
мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть
истолкованы по-разному».
Как
вы «истолковываете» образы этой повести?
Авторская мысль:
В
рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к
миру природы. Птицы, рыбы, животные – это его родня, между ними и стариком нет
грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. И
человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и
глаза цвета моря! ), никогда не будет в нём одинок.
Хемингуэй
приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.
—
Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой
словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне
реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал
огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось
отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов. Но за
реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое,
эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей:
рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет
обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.
Эта
книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней
злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. Тем
не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно
вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари
оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его
небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его
философское отрицание.
Сегодня на уроке мы говорили о произведении,
наполненном глубоким философским смыслом. О чем же повесть Э. Хемингуэя «Старик
и море»? В чем идея произведения?
· Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе
духа.
· Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда
радостному жизненному пути.
· Произведение о вечном стремлении человека к подвигу, преодолении
самого себя.
· Идея произведения заключена в высказывании старика Сантьяго: «Человек
не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но
победить его невозможно».
Гуманистический пафос произведения выражен в
словах Э. Хемингуэя, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: «Жить и верить
в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека
непобедимым».
Домашнее задание
Написать сочинение-размышление на тему
«Человека можно уничтожить, но победить невозможно»
Комментарии
Отправить комментарий