1.03                                      Русский             язык                       5-а

 

 

Тема: Имена существительные общего рода

 

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока. Читайте конспект и выполняйте задания:

 

 

  Орфографическая разминка.

- Сегодня у нас необычный урок, потому что мы с вами попытаемся спасти Мишу Лентяйкина. А как вы думаете, какой он наш герой?

 

-  Итак, жил- был мальчик Миша Лентяйкин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Миша получал по этому предмету плохие отметки. И он никогда вовремя не делал домашнюю работу. И нам с вами сегодня придется сделать за него эти работы.

 

-И первое задание. Вам нужно отгадать следующие загадки(отгадки записываем)

1.Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят.                         (Ёж)

2.Стоит над водой, трясёт головой.          (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола.           (Ночь)

4.Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки.                        (Мышь)

5. Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.  (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

 То холодна, то горяча.      (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.                   (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает?             (Рожь)

9.Кинешь в речку - не тонет,

Бьёшь о стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать,

Станет кверху летать. (Мяч)

10. Я антоним к слову смех

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач

Догадались?

Это - ...                      (Плач)

 

- Какую орфограмму мы с вами вспомнили?

 

 

 

Вот еще одно задание, которое не сделал Миша Лентяйкин. Данные слова он должен был записать в 3 колонки. В первую колонку – существительные мужского рода, во вторую - существительные женского рода, в третью - существительные среднего рода(записываем).

Шампунь, умница, молодёжь, торжество, повидло, тюль, Севастополь, вермишель, герань, искусство, мозоль, непоседа, шоссе, радость, рояль, вестибюль, недотепа, бюро.

-Как вы определили род следующих слов: умница, непоседа, недотепа.

- О ком идет речь – о девочке или о мальчике?

- Как можно определить, к кому относятся эти слова? (рядом с существительными поставить прилагательные или местоимения).

Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

– И непоседа, – добавил отец.

–А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

 

-Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам подчёркнутые слова? Что они обозначают (качества людей мужского и женского пола)? А теперь попробуем подставить в этот полилог имена собственные, или местоимения, или имена прилагательные:

– Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

– И страшная непоседа, – добавил отец.

– А, по–моему, она умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

 

Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

 

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? – Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.

– И жуткий непоседа, – добавил отец.

– А, по–моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.

 

      Открытие новых знаний.

Как вы думаете, каким термином мы будем называть эти слова? Давайте разгадаем кроссворд, который не смог разгадать Миша Лентяйкин, и узнаем тему нашего урока.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

1.     Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2.     Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3.     Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4.     Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5.     Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6.     Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7.     Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8.     Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР

 

Итак, мы определили тему нашего урока «Существительные общего рода».

 

- Какие еще существительные общего рода вы знаете?

Посмотрите на таблицу и попробуйте назвать признак, по которому мы будем определять, что это существительное общего рода.  (По окончанию а–я в И.п. ед.ч. и значению.)

трудяга

умница

молодчина

работяга

самоучка

чистюля

всезнайка

тихоня

ябеда

соня

плакса

лежебока

белоручка

непоседа

- А как вы думаете, почему я данные слова записала в две колонки. Сначала про себя прочитайте слова, которые в первой колонке, затем слова, которые во второй.

-Сделайте вывод. (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции).

 

- Ребята, помогите Мише Лентяйкину ответить на следующий проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола). Будут ли словами общего рода следующие слова: учитель, кондитер, врач, повар?

 

 

Существительные общего рода

 

I. К существительным общего рода относятся следующие существительные с окончанием -а (-я):

1). Существительные, обозначающие качества людей:

Задира, недотрога, забияка.

2). Существительные, обозначающие лиц по профессии, по должности, по роду занятий:

Врач Иванов.

Врач Иванова.

 

II. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине:

Врач Иванов выписал рецепт,

 

и в женском роде, если речь идет о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.

 

III. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде:

Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

 

 

 

– Составьте предложения, чтобы показать, что слово учитель может употребляться по отношению к лицам мужского и женского пола.

 

Домашнее задание:

 

Задание: прочитайте определения, замените их одним словом-существительным общего рода (см. материал для справок). Составьте 2 предложенийяс этими словами:

(1)  Знаток своего дела. (2) Лицемер, прикрывающийся доброжелательностью, набожностью. (3) Тот, кто постоянно жалуется на всех. (4) Синоним слова «скряга». (5) Неаккуратный, неопрятный. (6) Очень рассеянный, невнимательный человек. (7) Малообразованный человек. (8) Лентяй, бездельник. (9) Суетливый, беспокойный человек. (10) Болтливый человек, болтун. (11) Любящий много и вкусно поесть. (12) Отчаянный, не боящийся опасности, удалой. (13) Любящий сладкое.

 

Материал для справок: пустомеля, ханжа, непоседа, невежда, дока, сладкоежка, ябеда, сорвиголова, лежебока, растяпа, жадина, обжора, неряха.

 

 

Д\З проверим на следующем уроке

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога