9.09 Русский язык 8-а
Тема:
Тема:
Развитие речи. Стили и типы речи. Повторение
-Сегодня мы вспомним,
что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать
их. Только один урок у нас по этой теме.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения
тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
Таблица:
|
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
|
Цель (зачем?) |
Обмен
мыслями, впечатлениями, общение |
Сообщение,
передача научной информации |
Точная
передача деловой информации |
Сообщение,
воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие
на мысли и чувства |
|
Сфера
применения (где?) |
Беседа в
неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная
обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная
обстановка; деловые бумаги |
Официальная
обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная
литература |
|
Особен-ности |
Преобладание
разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные
слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины,
речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная
лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств
выразительности |
Широкое
использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств
других стилей |
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется
в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу
друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора
языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка
имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами,
но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации,
ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других
стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях
русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету
“разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная
речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может
использоваться просторечное столечко, вместо
слова столовая– столовка. Используются также
фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить
баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище,
ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он
применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля–
доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая
речь.
Научный
стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей,
учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода,
жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и
специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В
научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий
согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах
широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные.
Часто используются существительные в форме единственного числа в значении
множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные
и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного
числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный
стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой
стиль используется в официальной обстановке и для написания различных
официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов
и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения,
использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного,
в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы,
просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в
средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в
агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации
и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о
чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения,
точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также
эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение,
индустрия;
разговорная:
молодчик, шумиха;
термины:
атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль,
консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук,
загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные
средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется
в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также
информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью,
эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка,
писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных
стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для
придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи
используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и
виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги
сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей
разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
-Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали
докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
Д\З.
Выполнить тестовые задания:
1.
Что такое тема текста:
а) это основная мысль текста;
б) это начало текста;
в) это то, о
чем (или о ком) говорится в тексте;
г) это
конец текста.
2.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Прошу
принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г.
Зеленокумска».
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
3.
Укажите, к какому стилю относится текст:
-
Привет! Как дела?
-
Нормально. А у тебя?
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
4.
Определите тип речи, к которому относится данный текст:
Что такое детство? Как утро нужно считать
лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство –
самая яркая пора человеческой жизни. Поэтому не зря его называют золотым.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение
5.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Фонетика
– это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».
(из Лингвистического словаря)
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
6.
Найдите слово, которое относится к книжному стилю?
а) комп;
б) телек;
в) тусить;
г) кинотеатр.
7. Определите тип речи, к которому относится
данный текст:
Шляпка у черного груздя плоская,
вдавленная посередине, с завернутыми краями. Окраска шляпки оливково-черная или
оливково-бурая. Ножка короткая, толстая. Мякоть белая, плотная.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
8.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Лошадей
распрягли и пустили пастись на траву. Телеги оставили на дороге; а сами сели в
кружок впереди куреня и закурили трубки. После полдника стал дед потчевать
гостей дынями». (Гоголь Н.)
а) художественный;
б) научный ;
в) разговорный ;
г) публицистический ;
д) официально-деловой .
9. Определите тип речи, к которому относится
данный текст:
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне
жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня. Ветер сорвал с
моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на
лету схватить шляпу и принес ее мне.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
10.
Укажите, к какому стилю относится текст:
Невероятное открытие! Житель глухой деревни
Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца!
Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец,
раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не
поступало, но корреспонденты нашей газеты в ближайшее время возьмут у чудо-
изобретателя интервью.
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой.
-Сегодня мы вспомним,
что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать
их. Только один урок у нас по этой теме.
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения
тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
Таблица:
|
|
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
|
Цель (зачем?) |
Обмен
мыслями, впечатлениями, общение |
Сообщение,
передача научной информации |
Точная
передача деловой информации |
Сообщение,
воздействие на слушателей или читателей |
Воздействие
на мысли и чувства |
|
Сфера
применения (где?) |
Беседа в
неофициальной обстановке; дружеские письма и послания |
Официальная
обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги |
Официальная
обстановка; деловые бумаги |
Официальная
обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
Художественная
литература |
|
Особен-ности |
Преобладание
разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты |
Однозначные
слова; термины; отсутствие образных средств |
Термины,
речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность |
Торжественная
лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств
выразительности |
Широкое
использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств
других стилей |
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется
в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу
друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора
языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка
имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами,
но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации,
ударения, паузы...
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других
стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях
русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету
“разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная
речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может
использоваться просторечное столечко, вместо
слова столовая– столовка. Используются также
фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить
баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище,
ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он
применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля–
доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая
речь.
Научный
стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей,
учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода,
жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и
специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В
научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий
согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах
широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные.
Часто используются существительные в форме единственного числа в значении
множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные
и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного
числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный
стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой
стиль используется в официальной обстановке и для написания различных
официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов
и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения,
использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного,
в соответствии с постановлением...
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы,
просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в
средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в
агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации
и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о
чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения,
точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также
эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение,
индустрия;
разговорная:
молодчик, шумиха;
термины:
атмосфера, деликатничать...
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль,
консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук,
загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные
средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется
в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также
информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью,
эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка,
писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных
стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для
придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи
используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и
виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги
сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей
разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
-Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали
докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
Д\З.
Выполнить тестовые задания:
1.
Что такое тема текста:
а) это основная мысль текста;
б) это начало текста;
в) это то, о
чем (или о ком) говорится в тексте;
г) это
конец текста.
2.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Прошу
принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г.
Зеленокумска».
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
3.
Укажите, к какому стилю относится текст:
-
Привет! Как дела?
-
Нормально. А у тебя?
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
4.
Определите тип речи, к которому относится данный текст:
Что такое детство? Как утро нужно считать
лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство –
самая яркая пора человеческой жизни. Поэтому не зря его называют золотым.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение
5.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Фонетика
– это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».
(из Лингвистического словаря)
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой
6.
Найдите слово, которое относится к книжному стилю?
а) комп;
б) телек;
в) тусить;
г) кинотеатр.
7. Определите тип речи, к которому относится
данный текст:
Шляпка у черного груздя плоская,
вдавленная посередине, с завернутыми краями. Окраска шляпки оливково-черная или
оливково-бурая. Ножка короткая, толстая. Мякоть белая, плотная.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
8.
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Лошадей
распрягли и пустили пастись на траву. Телеги оставили на дороге; а сами сели в
кружок впереди куреня и закурили трубки. После полдника стал дед потчевать
гостей дынями». (Гоголь Н.)
а) художественный;
б) научный ;
в) разговорный ;
г) публицистический ;
д) официально-деловой .
9. Определите тип речи, к которому относится
данный текст:
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне
жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня. Ветер сорвал с
моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на
лету схватить шляпу и принес ее мне.
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
10.
Укажите, к какому стилю относится текст:
Невероятное открытие! Житель глухой деревни
Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца!
Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец,
раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не
поступало, но корреспонденты нашей газеты в ближайшее время возьмут у чудо-
изобретателя интервью.
а) художественный
б) научный
в) разговорный
г) публицистический
д) официально-деловой.
Комментарии
Отправить комментарий