30.09                                Русский язык                                  8-а

 

Тема: Развитие речи. Текст как единица синтаксиса

Здравствуйте, ребята,, запишите число и тему урока, читайте конспект, записывайте основные понятия, выполняйте задания:

-- Что изучает синтаксис?

-- Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?

 

1.     Повторение сведений о тексте:

-- Что такое текст?

-- Какие свойства присущи тексту?

-- Что такое тема текста?

-- Что называется основной мыслью текста?

 

2.     Работа с учебником:

-- Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.

      3. Слово учителя:

Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения

Цельность  обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль – это то, ради чего написан текст.

Связность  между предложениями характеризуется  цепной и параллельной связью.

Средства связи:

лексические (лексический повтор, однокоренные слова,  местоимения, синонимы, антонимы);

морфологические  (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);

синтаксические  (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол;   парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста;  неполные предложения, вводные слова и предложения).

Членимость  предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

Цепная связь  предполагает последовательную смену  слов-связок   или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

4.Работа с учебником

Упр. 41 – устное выполнение, фонетический разбор ВЕДЬ.

Комментарии:

В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».

 

  Закрепление изученного материала.

        Работа с учебником:

-- Упр. 42 – самостоятельное выполнение  после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.

Комментарии:

Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».

Дополнительные вопросы:

-- К какому стилю относится текст?     (К публицистическому)

-- Какой тип речи используют авторы?        (Рассуждение)

-- Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии:

Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.

-- Упр. 44, 45 – обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.

Комментарии:

Основная мысль текста: «… разум  неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».

-- Упр. 46 – устное выполнение.

-- Словарная работа – рамка стр.29  (записываем словарные слова, составляем с ними предложения).

 

  Подведение итогов урока:

-- Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?

-- В чем особенность изучения слов в синтаксисе?  (Слова изучаются как  члены предложения).

-- Как связаны тема текста и его основная мысль?

-- В каких случаях текст может состоять из одного предложения?

 

VӀ.  Домашнее задание:

§ 7, упр. 47, 48.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога