30.09 Русский
язык 8-а
Тема: Развитие речи. Текст как единица синтаксиса
Здравствуйте, ребята,, запишите число и тему урока,
читайте конспект, записывайте основные понятия, выполняйте задания:
-- Что изучает синтаксис?
--
Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
1.
Повторение
сведений о тексте:
-- Что такое текст?
--
Какие свойства присущи тексту?
--
Что такое тема текста?
--
Что называется основной мыслью текста?
2.
Работа с
учебником:
-- Чтение и обсуждение материала для
самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.
3.
Слово учителя:
Текст – это группа
предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте
связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными
свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной
мысли.
Тема
–
это то, о чём говорится в тексте.
Основная
мысль
– это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
Средства
связи:
● лексические
(лексический повтор, однокоренные слова,
местоимения, синонимы, антонимы);
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия,
видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм –
например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член
предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное
неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и
предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы,
которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная
связь предполагает последовательную смену слов-связок
или использование их в каждом предложении.
Параллельная
связь
– соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
4.Работа с учебником
Упр.
41 – устное выполнение, фонетический разбор ВЕДЬ.
Комментарии:
В
одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на
свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником:
-- Упр. 42 – самостоятельное
выполнение после предварительного
обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Комментарии:
Деление
текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк «Пушкин
и Пугачёв», третий начинается предложением «А если поступить иначе…».
Дополнительные вопросы:
-- К какому стилю относится текст? (К публицистическому)
--
Какой тип речи используют авторы?
(Рассуждение)
--
Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии:
Необходимо
читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться
размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
--
Упр. 44, 45 – обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические
разборы на доске.
Комментарии:
Основная
мысль текста: «… разум неистощим в
соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».
--
Упр. 46 – устное выполнение.
--
Словарная работа – рамка стр.29
(записываем словарные слова, составляем с ними предложения).
Подведение итогов урока:
--
Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
--
В чем особенность изучения слов в синтаксисе?
(Слова изучаются как члены предложения).
--
Как связаны тема текста и его основная мысль?
--
В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
VӀ.
Домашнее задание:
§
7, упр. 47, 48.
Комментарии
Отправить комментарий