20.09                                     Литература                                        8-а

 

Тема: Уильям  Шекспир. Жизнь и творчество. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира

 

Здравствуйте, ребята, запишите число, тему и эпиграф урока. Читайте конспект и выполняйте задания:

 

Где вы, непримиримые враги,

И спор ваш, Капулетти и Монтеки?

Какой для ненавистников урок,

Что небо убивает вас любовью!

                                                                                                        ***

Они ушли во тьму, но не исчез их след.

(У. Шекспир)

 

 

-Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии.

Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

 

-Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» 

- Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите её в тетрадь.

 

 Изложение нового материала.  

1) Беседа по произведению.

- Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?

_____________________________________________________________________________

(Запись в тетрадь)

Трагедия драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.

Элементы в трагедии У. Шекспира:

Сюжет — система событий в произведении.

Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.

Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.

Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.

Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей.

Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

__________________________________________________________________________

«Трагедия "Ромео и Джульетта", – писал А. С. Пушкин, – хотя слогом своим совершенно отделяется от известных его приемов, но она так явно входит в его драматическую систему и носит на себе так много следов вольной и широкой его кисти, что ее должно почесть сочинением Шекспира. В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и concetti».

Дома вы уже прочитали эту трагедию Шекспира.

___________________________________________________________________________

Ответить на вопросы письменно:

1) В чём заключается основной конфликт трагедии Шекспира? 

2) Что мы узнаем о Ромео и Джульетте в начале трагедии? (5-я сцена, на празднике в доме Капулетти.)

3) Ромео говорит о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой:

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I Сцена I).

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I Сцена I).

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I Сцена I).

- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

4)  Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

5) Вспомните, сколько лет Джульетте?

6) Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?

7) Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у 8) Почему, на ваш взгляд, сцена «на балконе» (Акт 2, сцена 2), в которой происходит признание в любви героев, считается одним из центральных мест в трагедии У. Шекспира? В чем вы видите непреходящую красоту и глубину этой сцены?

Посмотреть отрывок: https://www.youtube.com/watch?v=6m8lmxJv82U

9) Что мешает влюбленным? (Монтекки и Капулетти – кровные враги)

10) Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?

11) Есть ли смысл в гибели героев?

______________________________________________________________________________

VI. Закрепление изученного материала.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Высокую оценку трагедии Шекспира дал А. С. Пушкин: «В ней отразилась Италия… с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и остроумия».

В Вероне на кладбище и в наши дни показывают гробницу Джульетты. Скептики утверждают, что это мистификация, что не было ни Ромео, ни Джульетты, что их трагедия – лишь выдумка поэтов, что гробница возведена всего лишь ради удовлетворения патриотических амбиций горожан. Но многочисленные туристы не могут не посетить кладбище и не положить цветок на могилу милых сердцу героев.

Для нас имена Ромео и Джульетты – это символ преданной и возвышенной любви

Они ушли во тьму,

Но не исчез их след.

 

-Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

– Почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью на протяжении многих столетий?

 

 Домашнее задание.

1) Мальчикам написать характеристику Ромео, девочкам написать характеристику Джульетты.

2) Индивидуальное задание (на дополнительную оценку кто хочет):

В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте нарисовать проект памятника Ромео и Джульетте.

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога