20.09
Литература 8-а
Тема: Уильям
Шекспир. Жизнь и творчество. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в
творчестве Шекспира
Здравствуйте, ребята, запишите число, тему и эпиграф
урока. Читайте конспект и выполняйте задания:
Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти и Монтеки?
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!
***
Они ушли во тьму, но не исчез их след.
(У. Шекспир)
-Есть в мире литературы имена героев, которые
знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали
символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви.
Над ними не властны ни люди, ни смерть.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский
драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но
и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета,
кинематографии.
Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не
сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия,
который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и
Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы
употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
-Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по
трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
- Как вы
думаете, какие цели мы будем
преследовать на сегодняшнем уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите её в тетрадь.
Изложение нового материала.
1) Беседа по
произведению.
- Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним,
что такое трагедия?
_____________________________________________________________________________
(Запись в тетрадь)
Трагедия – драматическое
произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные
противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
Элементы в трагедии У. Шекспира:
Сюжет —
система событий в произведении.
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти,
беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.
Завязка —
встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного
умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка —
рассказ брата Лоренцо и примирение семей.
Способом характеристики персонажей драматического произведения являются
их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки
— пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц,
их внешнего вида.
__________________________________________________________________________
«Трагедия "Ромео и Джульетта", – писал А. С. Пушкин, – хотя слогом своим совершенно отделяется
от известных его приемов, но она так явно входит в его драматическую систему и
носит на себе так много следов вольной и широкой его кисти, что ее должно
почесть сочинением Шекспира. В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее
климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком,
исполненным блеска и concetti».
Дома вы уже прочитали эту
трагедию Шекспира.
___________________________________________________________________________
Ответить на
вопросы письменно:
1) В чём
заключается основной конфликт
трагедии Шекспира?
2) Что мы
узнаем о Ромео и Джульетте в начале трагедии? (5-я сцена, на празднике в доме Капулетти.)
3) Ромео говорит о любви в начале
трагедии, до знакомства с Джульеттой:
Пустая
тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I Сцена I).
Что есть
любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I Сцена I).
Я потерял
себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I Сцена I).
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?
4) Когда мы
впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?
5) Вспомните, сколько лет Джульетте?
6) Как вы думаете, почему автор героиней делает такую
молодую девушку?
7) Как и где вспыхивает чувство юных героев?
(Любовь возникает внезапно во время случайной встречи
Ромео и Джульетты на балу у 8) Почему, на ваш взгляд, сцена «на балконе»
(Акт 2, сцена 2), в которой происходит признание в любви героев, считается
одним из центральных мест в трагедии У. Шекспира? В чем вы видите непреходящую
красоту и глубину этой сцены?
Посмотреть отрывок: https://www.youtube.com/watch?v=6m8lmxJv82U
9) Что
мешает влюбленным? (Монтекки и
Капулетти – кровные враги)
10)
Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?
11)
Есть ли смысл в гибели героев?
______________________________________________________________________________
VI.
Закрепление изученного материала.
По традиции переводчики
Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем
предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в
веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у
нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Высокую оценку трагедии
Шекспира дал А. С. Пушкин: «В ней
отразилась Италия… с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее
роскошным языком, исполненным блеска и остроумия».
В Вероне на кладбище и в наши
дни показывают гробницу Джульетты. Скептики утверждают, что это мистификация,
что не было ни Ромео, ни Джульетты, что их трагедия – лишь выдумка поэтов, что
гробница возведена всего лишь ради удовлетворения патриотических амбиций
горожан. Но многочисленные туристы не могут не посетить кладбище и не положить
цветок на могилу милых сердцу героев.
Для нас имена Ромео и
Джульетты – это символ преданной и возвышенной любви
Они ушли во тьму,
Но не исчез их след.
-Итак,
что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
– Почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью
на протяжении многих столетий?
Домашнее задание.
1) Мальчикам написать характеристику Ромео, девочкам
написать характеристику Джульетты.
2) Индивидуальное
задание (на дополнительную оценку кто
хочет):
В конце
трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте.
Попробуйте нарисовать проект
памятника Ромео и Джульетте.
Комментарии
Отправить комментарий