20.09                                   Литература                                  7-а, б

 

Тема: Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Ребята, запишите число и тему урока, читайте конспект и выполняйте задания:

- Что же такое былина? ( старинная эпическая песня, стихотворное сказание о богатырях , народных героях фантастических и исторических событий Древней Руси)

- Что воспевали в былинах? (подвиги богатырей, их патриотизм, силу, мужественность и отвагу).

- какие особенности присущи былинам?

( былинам не присуще точное изображение исторических событий; реальность даётся в обобщённых образах; передают понимание исторических событий; являлись примерами для воспитания).

 

-Люди всегда чтили тех, кто имел необыкновенную силу, ум, служил родной стране, своему народу. О таких людях сочиняли песни, рассказы, стихи. Благодаря этому в русском народном творчестве появились образы защитников – богатырей: Илья Муромец,  Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор. В них народ вкладывал своё размышление о том, каким должен быть защитник.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с киевским циклом былин. Былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

-Местами, куда съезжались былинные богатыри, были два древних города: Киев и Новгород. Поэтому и былины были разделены на два цикла.

 

БЫЛИНЫ

Киевский  цикл

Новгородский цикл

 

 

 

 

 

 

 


Киев – мать русских городов и являлся политическим центром древней Руси. И именно киевские богатыре думали о защите родной земли, служили они киевскому князю верой и правдой. для них смерть на поле битвы считалась высшей доблестью.

Богатыри древнерусских былин делились на «старших» и «младших».

«Старшими» называют не только по возрасту старших витязей, но и потому, что они представляли древних героев, которым на земле нет равных. Они одни в своём роде и поэтому единственным равным противником для них были природа и мать-сыра земля.

К «старшим» относятся: Святогор, Волх Всеславич.

К «младшим»: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

1.Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Ссылка: http://youtube.com/watch?v=mMmTAh4_xDc

2. Чтение былины по учебнику.

 Обратить внимание детей на своеобразие ритма чтения.

3. Беседа по тексту былины

- Как автор рисует силу врага? («…Черным-черно… как черна ворона», черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное); «…не прохаживает... не пролётывает».)

- Похож ли Илья Муромец на героев из мифов? ( Да. Он защищает людей, совершает подвиги, наделён сверхъестественной силой, побеждает врагов.)

- Какие черты характера присущи главному герою? ( Сила, честность, храбрость, бескорыстие).

- В каких сценах наибольше всего раскрывается характер героя? ( Эпизоды боя с врагом, сцены победы).

-  Почему Илья отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

- Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)

-  Как губительна его сила? («…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися».)

-  Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей. Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих. Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

4. Составление плана былины.

Сейчас мы с вами попробуем составить структурный план нашей былины.

План

1.     Отъезд Ильи Муромца из мурома в Киев.

2.     Первый бой. Победа.

3.     Рассказ черниговцев о соловье разбойнике.

4.     Победа Ильи Муромца.

5.     Встреча Ильи Муромца и князя Владимира.

6.     Рассказ Ильи Муромца.

7.     Сомнения князя Владимира.

8.     Два приказа Соловью Разбойнику.

9.     Расправа над Соловьём Разбойником.

Ребята, вы молодцы.

 Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

Давайте теперь обратимся к живописи и посмотрим на репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».

 

АвторВиктор Михайлович Васнецов

Создание

1881 г.–1898 г.

ОсноваХолст

 

 

 

 

 

 

 

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Эта картина находится в Государственной Третьяковской галереи.

Обратите внимание на задний план картины. Мы видим на небе тучи, которые символизируют опасность, беспокойство.

На переднем плане мы видим богатырский дозор, который обходит границы русских земель. С тревогой всматриваются они вдаль: «Нет ли где врага, не обижают ли кого». В дозоре три богатыря.

В народном творчестве число «три» имеет значение множества.

В центре на крепком вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова. Любит он Отчизну и готов сражаться за неё при первой же необходимости. В его облике видна сила, выдержка, мудрость, стать. И сегодня, прочитав былину, мы узнали об одном его подвиге.

По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, которого знает и любит народ не меньше чем Илью Муромца.

По левую руку  - Алёша Попович, самый младший из богатырей.

Беседа.

- Где на картине изображён каждый из героев?

- Какой он?

- Что он делает?

-Какая у него одежда? Оружие?

-Опишите коней богатырей

Вывод: на картине воплощены представления о богатырях Древней Руси.

Подведение итогов урока.

 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи.

 Домашнее задание.

1.     Дать характеристику Илье Муромцу.

Подвиги Ильи Муромца

Черты характера богатыря

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога