6.05 Литература 11-б
Тема: Взаимоотношения человека и природы
в рассказе В. П. Астафьева «Царь - рыба»
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока. Читайте конспект
и выполняйте задания
Эпиграфом урока станут слова одного из героев В. П. Астафьева,
рыбинспектора Черемисина: «Помните:
земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге
должен быть человеком!»
-В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в
2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и
чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и
способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к
самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности.
Сюжет
рассказа:
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить
слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и
упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
---- Кто его герой?
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает
на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У
Игнатьича есть жена, сын – подросток.
---- Почему главного героя все зовут
Игнатьич? (Уважают)
---- Чем он выделяется среди односельчан?
--- Как жители поселка относятся к
Игнатьичу?( При всех достоинствах
Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность
односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,потому что Игнатьич
не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)
--- Почему не может наладить отношения с
братом? ( О причинах конфликта
Командора и Игнатьича нам ничего
неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до
желания убить. Мне кажется, что причина
ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в
деревне, и в семье мир и лад, и в
поселке его уважают, и
рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.
--- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)
--- Кто такие браконьеры? Чем они
опасны? Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или
запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры
убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.
--- Почему Игнатьич браконьерствует?
--- Почему так много внимания уделил им
Астафьев? Браконьерство – страшное
зло, потому что
превращает человека в зверя, в
хищника, желающего урвать лишний кусок.
И
автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем
сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.
--- Почему же Игнатьич не отпустил рыбу с крючков? Почему не
отправился за подмогой?
(жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни
отпустить рыбу, ни позвать на помощь)
Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию
Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная
утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном
человеке.
От жадности пострадала душа. Но
это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале
выздоровления?
А что такое совесть?
·
Признание вины за
совершенный неблаговидный поступок
·
Самоконтроль
человека
·
Стеснение, стыд,
неловкость
Уточним значение слова по
словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё
поведение перед обществом, перед людьми».
---А зачем совесть нужна человеку?
·
Совесть дана для
того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
·
Совесть может
предотвратить плохой поступок.
--- А какие факты говорят о том, что
совесть у Игнатьича пробудилась?
(Игнатьич обращается к Богу)
--- О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)
--- Почему несколькими минутами ранее
Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)
--- В чём их смысл? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми
помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий »
поступок, лучше отпустить царь - рыбу)
--- Что понимает Игнатьич?
·
Вся жизнь прошла
только в погоне за рыбой
·
Браконьерствует,
хапает – а зачем? для кого?
·
Отстранился от
людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера
любимая племянница
--- За что же наказан Игнатьич? За что
же такая страшная смерть?
·
Перед лицом
надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание –
надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не
смогли смыть грязь с души от постыдного поступка
·
Смерть настигла
человека за его небрежение к миру природы, за хищническое её уничтожение, за
тот разбой, который приобрел неимоверные масштабы.
---
Какова авторская позиция по отношению к
браконьерству? Автор, без сомнения,
осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель
ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о
своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой
природы.
-- Как вы можете объяснить эпиграф к
нашему уроку?
Учитель:
Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он
знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы
рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна
из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как
надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что
надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не
ожечь мир, в котором мы живем.
Учитель: В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из
Екклезиаста…
--- В чём смысл конца книги?
Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое
время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими
вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и
могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.
Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек,
без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её
богатствам, он обречен на гибель.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы,
пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит
вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в
органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии
прорастет цветком.
Д\З. Прочитать пьесу Вампилова
«Старший сын»
Комментарии
Отправить комментарий