23.05                                      Русский язык                               11- б

 

Тема: Повторение изученного в 11 классе

 

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока, читайте материал и выполняйте задания

Текст 1.

(1) Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI-XVII веках и нашли ее заселенною. (2) На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. (3) В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. (4) В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами.

(5) Сибирские аборигены жили по берегам многочисленных таежных речек и крупных озер. (6) Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. (7) Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. (8) Вот почему названия рек передавались от народа к народу. (9) Сибирские названия рек узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. (10) Естественно, что при этом аборигенные названия изменялись согласно законам русского языка, переоформлялись по аналогии с русскими топонимами, а часто просто искажались. (11) Многие из них поэтому не только непонятны русскому человеку, но и представляют не решенные до сих пор загадки для специалистов, знающих языки сибирских народов.

(12) И все же определенную часть названий рек достаточно надежно можно объяснить на основе языков аборигенов Сибири. (13) Для этого надо знать, как в них строится географическое название и как оно изменялось впоследствии. ( Воробьева И.А)

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

1. Укажите способ словообразования слова НАЗВАНИЯ из предложения 8.

2. Из предложений 9-11 выпишите все частицы.

3. Из предложений 9-10 выпишите словосочетание со связью примыкание.

4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗНАЮЩИХ ЯЗЫКИ в предложении 11?

5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) названия изменялись (предложение 10)

2) многие из них непонятны (предложение 11)

3) часть можно объяснить (предложение 12)

4) строится название (предложение 13)

6. Среди предложений 5-13 найдите сложные предложения, в состав которых входит простое односоставное безличное предложение. Напишите номера этих предложений.

Д\З.7. Среди предложений 4-11 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

8. Найдите в тексте сложное(ые) предложение(я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).

9. Среди предложений текста найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

10. Среди предложений 5-9 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога