21.05
Литература
7-а
Тема: М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Рассказ
«Беда»
Ребята, запишите число, тему и эпиграф урока,
читайте конспект и выполняйте задания. Но прежде прочитайте рассказ стр.213-216
О, смех великое
дело!
Ничего более не
боится человек так, как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от того,
от чего бы не
удержала его никакая сила.
Н. В. Гоголь
- С писателем Михаилом
Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня вы познакомились с ним поближе и заинтересовались его творчеством.
Родился Михаил
Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником,
а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка».
Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого
смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых.
В 20 лет, прервав учебу
в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали
литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга
осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в
«Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого
рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.
- Чем вас удивила
личность писателя?
- Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла
громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
- Какими были его
рассказы?
Почему нам так смешно,
мы сможем понять, познакомившись с его
рассказом «Беда».
Литературоведческая подготовка.
- А чтобы наша работа
была успешной, давайте вспомним
определения понятий «сатира» и «юмор»
САТИРА - обличение
людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор
не обличает, а весело вышучивает.
- В чем существенная
разница этих понятий?
- Эти понятия помогут
нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».
Анализ рассказа М.Зощенко «Беда».
- Понравился рассказ?
Смешной?
- Зощенко писал о своём
языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная
бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей» Итак, какую особенность можем выделить? – краткость
- Рассказ несложный по
сюжету, напомните его кратко. (Небогатый
человек копит деньги на
лошадь. Покупает её и пропивает).
- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за
человек?
- Почему он отказывается от покупки лошади
у мужика из соседнего села?
Клоуз – тест
—
Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?
—
Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.
Егор
Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и
сказал, … :
—
Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, …
… солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между
тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.
Торговец
сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по
правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать
лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой
лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала
тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.
Когда
лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу,
сказал:
—
Продаётся, значится... лошадь-то?
—
Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.
—
Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?
Торговец
сказал цену, и тут начался торг.
Егор
Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, …
рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,—
торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.
—
Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет,
обрати внимание, какой заманчивый.
—
Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор
Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.
—
А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?
Сражённый
этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь,
задавил её ногой и крикнул:
—
Пущай уж, ладно!
Потом
сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал
торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы
разворачивали его деньги.
Наконец
торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:
—
Ваша лошадь... Ведите...
И
Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл
площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его
жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами,
вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от
восторга руками и бормоча:
—
Купил!.. Лошадь-то... … … ... … его...
Торговца-то...
- Как вы
охарактеризуете действия героя на базаре?
- Как он обращается к
продавцу лошади?
- Какие аргументы
приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?
- Как герой осматривает
лошадь? Что при этом происходит с лошадью?
- Как ведет торг
покупатель?
- Почему он несколько
раз ощупывает деньги в сапоге?
- Как он расплачивается
за лошадь?
- Почему «долго и с
сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?
Работа над обобщённым образом сельского
мужика.
- Вспомните, как герой
шел домой со своей покупкой?
- Зачем автор показал
равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и
поторговаться на рынке)
- Что же с ним
произошло и почему?
- Что вызывает в этой
истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же,
со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами,
живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает
М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).
- Кто виноват в том,
что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее,
но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)
- Как вы думаете, от
каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя
неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).
- Над чем смеётся и над
чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы
говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то
бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).
- Почему Зощенко назвал
рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для
людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой,
упорной и враждебной массе).
Работа с эпиграфом.
- Как вы думаете,
актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?
- Так что же характерно
для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?
- Почему писатель
считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
- Над чем можно плакать
в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого
русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.
- Как вы понимаете
высказывание Н.В. Гоголя:
«О, смех великое дело! Ничего более не боится
человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не
удержала его никакая сила».
- На что надеется
М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и,
высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как
достойно и подобает человеку.)
- Изменилось время, но
люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки,
дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и
самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические
ситуации.
- Удалось мне вас
заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?
Д\З. Подготовить
сообщение о М. Матусовском
Комментарии
Отправить комментарий