21.05                                       Литература                      7-а

 

 

Тема: М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Рассказ «Беда»

 

Ребята, запишите число, тему и эпиграф урока, читайте конспект и выполняйте задания. Но прежде прочитайте рассказ стр.213-216

 

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так, как смеха…

 Боясь смеха, человек удержится от того,

от чего бы не удержала его никакая сила.

Н. В. Гоголь

- С писателем  Михаилом  Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня  вы познакомились с ним поближе и  заинтересовались его творчеством.

Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рас­сказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами кото­рого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых. 

В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершен­ной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.

- Чем вас удивила личность писателя?

-  Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

- Какими были его рассказы?

Почему нам так смешно, мы сможем понять,  познакомившись с его рассказом «Беда».

 Литературоведческая подготовка.

- А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним  определения понятий «сатира» и «юмор»     

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

- В чем существенная разница этих понятий?

- Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».

 Анализ рассказа  М.Зощенко «Беда».

- Понравился рассказ? Смешной?

- Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.  Может   быть, поэтому у меня много читателей»  Итак, какую особенность  можем выделить?  – краткость

- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый  человек  копит деньги на лошадь.  Покупает её и пропивает).

- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?

- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

Клоуз – тест

— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?

— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.

Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :

— Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.

Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.

Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:

— Продаётся, значится... лошадь-то?

— Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.

— Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?

Торговец сказал цену, и тут начался торг.

Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.

— Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.

— Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.

— А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?

Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:

— Пущай уж, ладно!

Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.

Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— Ваша лошадь... Ведите...

И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— Купил!.. Лошадь-то... … … ... …  его... Торговца-то...

- Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?

- Как он обращается к продавцу лошади?

- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

- Как ведет торг покупатель?

- Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?

- Как он расплачивается за лошадь?

- Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

 Работа над обобщённым образом сельского мужика.

- Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?

- Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)

- Что же с ним произошло и почему?

- Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).

- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)

 

- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).

- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).

- Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе).

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

- Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?

- Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

- Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

- Как вы понимаете высказывание Н.В. Гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

- На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

- Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

- Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?

Д\З. Подготовить сообщение о М. Матусовском

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога