20.05 Литература 7-а
Тема: Д . С. Лихачев «Земля родная»
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока,
откройте учебники на стр. 204, прочитайте статью , затем читайте материал урока
и выполняйте задания
- Читая книги Дмитрия
Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое
ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл
своей жизни. “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и
способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный
рубль”, - любил говорить Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Эпиграфом к
нашему уроку стало высказывание писателя из книги “Письма о добром”.
Сегодня мы
познакомимся с главами из книги Лихачёва «Земля родная». Ответим в ходе
совместных рассуждений на вопрос: как связаны человек и земля, на которой он
живёт? Мы рассмотрим и новый литературный жанр — жанр публицистики.
Чем интересен этот
жанр? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?
Родина, Отечество,
родная земля, сыновняя верность … Это, надеюсь, для каждого из нас святые
понятия, c Родиной связаны не только сегодняшний день и не только нынешнее
поколение, Родина — понятие вневременное, она объединяет нас всех в великий,
могучий род.
За нашей спиною тысяча
лет истории, Родина- это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и
дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родилась.
Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают
прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен.
Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к
людям проникнуты главы книги Д,С. Лихачёва «Земля родная».
Учёный рассказывает,
как складывалась его судьба, делится опытом прожитой жизни, своими мыслями, Это
автобиографический рассказ, мемуары.
Лихачёв — автор
многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся
учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского
слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны.
Многогранна личность
учёного: до Лихачёва древнерусские литературные памятники изучались
преимущественно как исторические источники. Он показал, что словесность Древней
Руси — это особый художественный мир, Древнерусскую литературу Д,С. Лихачёв
рассматривает как неотъемлемую часть нашей культуры. В книгах и статьях учёного
оживает далёкое прошлое, запечатлены реальные исторические события.
Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера, умер З0
сентября 1999 года, Почти ровесник века, он был и остаётся символом
интеллигентности, духовности России, его часто называют человеком-эпохой,
человеком-легендой.
Д.С. Лихачёв —
человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток не только
отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих
зарубежных академий, Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва.
Лихачёв — человек, чьё
имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984
года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено
в Международный планетный каталог.
Для моральных
ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и
справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.
Духовные ценности —
добрые обычаи, традиции, представления о добром и красивом, а также язык,
литературные произведения, поднимающие человека над обыденностью и показывающие
ему идеал.
— Что вы думаете о
смысле названия книги «Земля родная»?
Обратим внимание на
то, как учёный объясняет значение слова «земля». Зачитываем: «Слово «земля» в
русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем
смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар.
В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих
смыслах».
— Что человек может
сделать для своей земли?
Зачитываем: «Человека
создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека
зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств».
Книга «Земля родная»
составлена в форме писем о добром и обращена к молодому поколению.
— Скажите, какие вопросы, темы для
беседы с молодёжью кажутся учёному самыми важными? Чем интересны его
наблюдения?
Ответы учащихся:
— В чём смысл жизни? Что объединяет людей?
— Как быть весёлым, но не смешным?
— Надо ли обижаться?
— Честь истинная и ложная.
— Человек должен быть интеллигентен.
— О дурных и хороших влияниях.
— Искусство ошибаться.
— Как говорить? Как выступать? Как писать?
— Любите читать! Учитесь учиться!
— Путешествуйте!
— Учись понимать искусство.
— О русской природе и пейзажной живописи, природе других стран.
— Сады и парки. Памятники искусства.
— О памяти и памятниках прошлого.
— Умей заметить красоту наших городов и сёл.
— Об искусстве слова и филологии.
— Как видим, каждая
глава заслуживает внимания и вдумчивого прочтения, служит поводом к разговору и
размышлению о значимых и важных для каждого из нас проблемах.
Я думаю, эти главы
можно назвать также напутствием начинающим жить подросткам.
Духовное напутствие —
слова, пожелания отправляющемуся в путь, а также вообще поучение, советы на
будущее. Духовность — свойство души, состоящее
в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
И тут мы невольно
вспоминаем поучение, напутствие одного из первых писателей Руси, которое мы
читали в начале учебного года. Вспомните!
— «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125).
— Когда он написал
своё поучение? (Как выразился, «на далече пути, на санях сидя», то есть в конце
жизни, будучи умудрённым большим политическим и жизненным опытом.)
— Каким человеком был
Владимир Мономах?
(Это искренний,
благородный, «гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего
государства». Он призывает к добру, милосердию, просвещённости. «Поучение»
Владимира Мономаха было издавна любимым чтением на Руси.)
— Можно ли назвать
книгу «Земля родная» близкой «Поучению»?
(Автор этой книги так
же, как и князь Древней Руси, пожилой, мудрый, авторитетный человек. Советы,
которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон
жизни. Это собрание мудрости, речь доброжелательного учителя, педагогический
такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов.)
— Что сближает
«Поучение» Владимира Мономаха и обращение к молодым Дмитрия Лихачёва?
(Добрые, умные
наставления, советы, ненавязчивые поучения.)
— Добавлю. Интересно, что и в «Поучении» Владимира Мономаха, и в размышлениях
Лихачёва сложная тема нравственного выбора человека приобретает форму простого,
доверительного разговора о том, как находить согласие с окружающим нас миром.
В книге «Земля родная»
учёный щедро делится с юными читателями своими размышлениями о том, что кажется
важным ему самому: о смысле жизни, дружбе, культуре.
Теперь познакомимся с
суждениями Лихачёва, высказанными в отдельных главах его книги, включённых в
учебник (акцентное вычитывание): «Молодость – это вся жизнь», «Искусство
открывает нам большой мир», «Учиться говорить и пи-
сать».
— «Молодость — это вся
жизнь». Назовите основные положения статьи. (Учёный вспоминает о том, что
школьником ему казалось: « … вот вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди
каких-то иных людей, в иной обстановке … А в действительности оказалось иначе
…)
— Как же оказалось? О
чём хотел сказать учёный, о чём предупредить?
— «Репутация моя как
товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о
котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась
заново… »
— Какие примеры в
подтверждение этого приводит автор?
— Вспоминает своих
родителей. «Я помню, что у моей матери самыми лучшими подругами до конца её
долгой жизни оставались её школьные подруги, а когда они отходили в «иной мир»,
замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями молодости».
— Почему родители
Лихачёва не находили замены друзьям, ушедшим из жизни?
— «Во взрослом
состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется
характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких,
самых нужных».
Становление характера
происходит постепенно, вкусы, взгляды определяются в период обучения в школе и
вузе. И в этом случае важно выбрать круг друзей.
— Согласны ли вы с
такими утверждениями автора: «Радость, не разделённая с
задушевными друзьями, — не радость», «Храните молодость до глубокой старости»,
«и помните поговорку: «Береги честь смолоду»?
Д\З.
Устно отвечать на вопросы стр.209-210
Комментарии
Отправить комментарий