16.05 Русский язык 11-б
Тема: Стилистика. Повторение
Здравствуйте,
ребята, запишите число и тему урока.
Читайте конспект и выполняйте задания:
-Самая большая ценность народа – язык – язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это
значит, что вся наша сознательная жизнь проходит через родной язык. Эмоции,
ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в
каком-то отношении, но мысли наши формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека -
прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его
походку, поведение, лицо и по ним судим
о человеке, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих
качеств, его культуры.
Д.С.
Лихачёв.
-
Прочитайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается
его основная мысль:
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!
( Главная мысль стихотворения
заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому
стилю относится какой-либо текст.)
- Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь
определять стиль речи?
-Для того, чтобы написать заявление или научную работу,
нужно знать, в каком стиле его оформлять
.
- Как вы понимаете слово стиль?
- Вспомните, каково происхождение этого слова?
-Слово стиль происходит от греческого «стилос» –
палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом
конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было
стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать
стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось
новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог.
В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.
В русском языке сравнительно недавно оформилась
научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления
средств языка в зависимости от речевой ситуации.
Повторение изученного материала о стилях речи. Ребята, вспомните, какие стили речи
вы знаете?
-К какому разделу относятся стили
литературного языка?
- Что изучает стилистика?
Задача – определить стиль речи.
3.Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю
благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и
Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное
урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в
соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример»
(официально-деловой).
6. Лейтенант шел по желтому строительному песку,
нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до
кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки
и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу,
который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).
7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то
врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я
люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и
сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне
глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока
мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)
8. Как передает наш корреспондент, вчера над
центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде
мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны
столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии
(публицистический).
9. Исходя из результатов экспериментов, которые
свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают
веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой
пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).
Д\З. Закончите
предложение.
* Когда
мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем…
*Если сообщаем
научные сведения…
*Если составляем
документы…
*Когда мы
изображаем, рисуем словами…
*Воздействие с
помощью созданных образов на мысли и чувства
Комментарии
Отправить комментарий