8.04                                    Литература                                  7-а

 

Тема: А. Платонов.  «В прекрасном и яростном мире»

 

Ребята, запишите число и тему урока, откройте учебники стр.127-140, прочитайте рассказ.

Продолжите работу над рассказом, используя материал урока

 

2. Анализ рассказа. (Работа по главам).

По 1 главе.

- Каков главный герой (А.В. Мальцев) по 1 гл.?

 («Лучший паровозный машинист», 1-го класса, талант, превосходство.

Даже имя: Александр Васильевич – как Суворов (генералиссимус, непобедимый полководец); Александр – «защитник людей» (сила!); Василий – «царский»).

- Отношение Мальцева к своему таланту - ?

 (Ощущал себя «великим мастером», «вдохновенным артистом»; «чувствовал свое превосходство перед нами»)

- Портрет в работе - ?

- Отношение к людям - ?

(Отчужденность, равнодушие, недоверие; не верит, что кто-то может его превзойти в таланте, любви к машине – «лучше, он думал, нельзя»).

         Его талант вознес его на вершину, с которой он властвовал над «внешним миром».

- Была ли от этого радость?

Но в то же время он был одинок («он скучал от своего таланта, как от одиночества»), ибо считал, что его все равно никто не поймет.

- Т.е. какое качество является главным в его характере? (Гордость. По словарю С.Ожегова, это 1). Самоуважение, 4) Высокомерие, надменность.)

По 2 главе.

         Гордость Мальцева давала ему уверенность в том, что он обладает властью над миром. Перед грозой он воодушевлен, как перед схваткой: «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могла идти в сравнение с работой грозы, и, может быть гордился этой мыслью».

- Противостояние 2-х сил: человека и мира природы.

Мир может быть «прекрасным», когда живут по одним с ним законам (Божьим) – и «яростным», когда человек хочет властвовать над ним (революционная идея).

         Итак, гордому, самовлюбленному человеку противится природа.

- Кто оказался в этой схватке сильней?

- Почему Мальцев ослеп?

(С одной стороны, воздействие молнии на «зрительный нервы»; а с другой стороны, слепота была получена уже раньше – на духовном уровне он ослеплен своим превосходством, гордыней).

 - Почему он не сразу передал управление машиной?

(Настолько привык быть первым, что сам себе не верит (см. разговор с Костей в 3 гл.)

         Символично, что Мальцев не видит желтого (предупреждающего) и красного (запрещающего) сигнала. Он воображает, что для него всегда в жизни будет «зелёный сигнал».

Т.е. у человека, ослепленного своей исключительностью (гордыней), нет реального видения мира, искажено зрение.

- Прав ли был следователь, осудивший Мальцева? (См. конец 3 гл.)

- Признал ли Мальцев свою ошибку?

(Нет. Он говорит: «И я тоже прав, а не виноват» - нет силы смириться!)

Православная мудрость: «В смирении человеку требуется более силы внутренней, чем в активном проявлении своевольной гордыни его» (М.Дунаев).

«Смирение… не есть самоуничижение: оно есть выражение силы духа, свободного от самолюбия и подчинения житейской суеты» (Н.О. Лосский, философ).

- Почему герой ослеп во 2-й раз?

(Духовное ослепление героя не проходит – возвращается и физическая слепота после проведения опыта).

 

- Почему глаза в литературном портрете (а в этом произведении особенно) играют важную роль?

(Глаза – зеркало души;

Здесь: для машиниста главное – зрение, а для Мальцева смысл жизни заключен в работе).

- Глаза Мальцева в 1 гл.- ? (Всё видят, но «как пустые» - снижение образа!)

-Во 2 главе - ?

(Перед схваткой со стихией «блестели воодушевлением», «пустые покойные глаза», «глаза... засияли, отражая свет тусклой лампы» - безжизненность.

Когда прозрел: «ясные, думающие глаза» - потрясение отрезвило его: он увидел, что не всесилен).

- В 3 и 4 главах - ? (Описания глаз нет, но 13 раз – слова с корнем «слеп»: слепой, ослеп и т.д.)

- В 5 главе - «опустевшие слепые глаза»

Но вспомним: уже в 1 гл. «как пустые». Следовательно, уже к началу рассказа гордыня опустошила душу героя. Фамилия – как подтверждение.

- Как выглядит Мальцев в 5 главе?

- О чем это свидетельствует?

(На внешнем облике может отразиться внутреннее состояние человека. Здесь: крах, потеря смысла жизни).

 

Православная мудрость: «Когда человек сам возомневает себя всевластным господином над своею судьбою, тогда беда…»

- Осознает ли Мальцев свою беду (в духовном плане) в начале 5 главы?

(Слово «прочь!» говорит о несмирении, как и во 2 главе).

         Но рассказчик искренно хочет помочь учителю. И интуитивно выходит на единственно правильный тон в обращении с ним (см. текст).

- Реакция Мальцева - ? (Согласился, смирился)

- Почему этот грубоватый тон переменил Мальцева?

(Слова Кости произнесены со властью, с силой, которую пришлось признать Мальцеву.

В результате: «Смирился передо мной»).

- В каких еще словах (ключевых) показано смирение «прежнего, совершенного мастера машины»? («Сидел молчаливо и слушался меня»).

- Что дала Мальцеву эта поездка?

(Научился «слушаться» другого человека – и при этом получал «наслаждение», «блаженство», «кроткую радость»; научился «с точностью ощущать… требование» другого).

Православная мудрость: «Чтобы смочь, нужно отречься от своей гордыни, одолеть ее, смиренно признать свое бессилие».

- И как высшая награда - ? (Физическое прозрение – вслед за духовным прозрением).

 

         Символично, что Мальцев увидел желтый свет, в то время, как прежде в своей гордыне на духовном уровне видел только зеленый. (Переплетение материального и духовного).

         Рассказчик, как человек душевно тонкий, растроганно говорит: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!». Это свидетельство того, что всякая слепота от Мальцева отступила.

Образ рассказчика.

- Какую роль в рассказе играет Костя-рассказчик? (Возвращает Мальцева в жизни).

- Рассказать о нем

 (Любовь к машине, ответственность в работе).

Главное в человеке – чистота души. (Скромность, смирение, отсутствие зависти, умение восхищаться мастерством другого человека, умение простить недоверие к нему Мальцева. Он не судит Мальцева. Поэтому читателю М. может показаться на первый взгляд безупречным. Искренно хочет помочь ему, волнуется за него, готов защищать его от враждебного мира).

3. Домашнее задание. Вопросы стр.140-141(устно)

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога