29.04 Литература 7-а
Тема: Ф.А.Абрамов. «О
чем плачут лошади»
Ребята, запишите число
и тему урока, читайте, конспектируйте, выполняйте задания
|
Эпиграфы: Самые
сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Ф. Абрамов. Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь. В.Маяковский. -Любите
ли вы животных? -Кто из них вам больше нравится? -Какие животные есть у вас дома? -Почему люди заводят животных? - Случалось ли вам встречать бездомных животных, всматривались
вы в их глаза? -Почему бывшие любимцы оказываются на улице? Какие чувства вызывают у вас эти несчастные? Помогали ли вы
им? -Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите
слово «лошадь»? -Вспомните, где мы уже встречались с образом коня? -Что вы знаете о лошади? Сегодня мы
поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим, над
рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Выясним,
почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором
содержится утверждение. Прочитайте рассказ -Поделитесь
первыми впечатлениями. Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего
они давались? Что такое масть? (словарная работа) А какие масти лошадей знаете вы? Словарная работа
Много испытаний пришлось преодолеть
Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек
строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на
меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…” -
Как вы понимаете последнее выражение писателя. Анализ произведения. За
свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но
сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади”
который вы прочитали заранее. Понравился
ли вам этот рассказ? -
Что чувствовали, когда читали? -
Что больше всего вас затронуло, взволновало? -
Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор? 1. Какие ассоциации у вас
возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?/Добро, тепло; нежное, сильное
животное; красота; помощь крестьянину; быстрое передвижение… (Сильное
животное, любит волю, трудяга, помощник, верный) Сухие ноги, круглые
копыта, 3) А в каких ещё произведениях
авторы обращались к образу коня? /Ершов «Конёк-горбунок», «Песнь о вещем
Олеге» А.Пушкина, Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», А.П.Чехов «Тоска» и др./ Вопросы - О
чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади) 1.
Вспомните содержание рассказа (сильный ученик делает пересказ содержания) 2.
Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст. Стр. 166-172 3.
Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит
лошадь, небрежно относится к ним) 4.
Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”? 5.
Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и
лошади Рыжухи на человеческом языке). Вопросы. 1.
Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? ( Примеры из
текста). * Обратите внимание на то,
что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых
жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с
трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос. Валит снег и стелет
шаль. Бесконечная дорога
убегает лентой вдаль. С. Есенин 2.
Кем была лошадь в крестьянской семье? Как сейчас люди относятся к
лошадям? Раньше лошадь была
кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного. 3.
Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем
читается 2 эпиграф), 4.
Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек на крышах домов? Конь
символизирует достаток
и благополучие: считается,
что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает
подкову, в знак удачи). Вопросы: 1.
Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что
означают слова сострадание и милосердие? (готовность помочь, простить,
милосердный человек способен чувствовать чужую боль). Присутствует ли
сострадание и милосердие в рассказе? 2.
Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На
доверии, честности, понимании). 3.
Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное
поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей). 4. О
чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей,
потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной
неблагодарностью отплатил за преданность), (зачитывается отрывок из рассказа
стр. 140). 5. К
чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо
относиться и к другим людям). “Лошадиная жизнь”. В
античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так
древние люди объясняли восход и закат солнца. Лошади
очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась
такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под
ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего
хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного. Подведение итогов. Нет ничего ужаснее, чем
потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное.
Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить
природу до такого состояния, чтобы она мстила человеку за все обиды, которые
он ей наносит. 7.
Домашнее задание. Стр.173
вопрос №3 письменно(рубрика «Проверь себя) |
Комментарии
Отправить комментарий