29.04                                  Литература                                     7-а

 

Тема: Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади»

Ребята, запишите число и тему урока, читайте, конспектируйте, выполняйте задания

 

 

Эпиграфы:

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Ф. Абрамов.

 

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

В.Маяковский.

 

-Любите ли вы животных?

-Кто из них вам больше нравится?

-Какие животные есть у вас дома?

-Почему люди заводят животных?

- Случалось ли вам встречать бездомных животных, всматривались вы в их глаза?

-Почему бывшие любимцы оказываются на улице?

Какие чувства вызывают у вас эти несчастные? Помогали ли вы им?

-Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «лошадь»? -Вспомните, где мы уже встречались с образом коня?

-Что вы знаете о лошади?

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится утверждение.

Прочитайте рассказ

-Поделитесь первыми впечатлениями. Какие клички упоминаются в рассказе? На основе чего они давались?

Что такое масть? (словарная работа)

А какие масти лошадей знаете вы?

 Словарная работа

  • вороная – корпус, хвост и грива черного цвета, допускаются белые пятна;
  • гнедая – корпус коричневый, хвост и грива – черные;
  • серая- корпус, хвост и грива – светло/темно-серого цвета

 

 Много испытаний пришлось преодолеть Ф.Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни: “Известно, что человек строит себя сам, Но, Боже мой, сколько строило людей меня. Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…”

- Как вы понимаете последнее выражение писателя.

 Анализ произведения.

За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади” который вы прочитали заранее.

 

Понравился ли вам этот рассказ?

- Что чувствовали, когда читали?

- Что больше всего вас затронуло, взволновало?

- Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?

 

1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”?/Добро, тепло; нежное, сильное животное; красота; помощь крестьянину; быстрое передвижение… 
 

(Сильное животное, любит волю, трудяга, помощник, верный) 

Сухие ноги, круглые копыта, 
Густые щётки, кожа, как атлас,
А ноздри ветру широко открыты.
Грудь широка, а голова мала, - 
Таким его природа создала.

                 (Вильям Шекспир)

2) В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К.Паустовский «Теплый хлеб»)
 

3) А в каких ещё произведениях авторы обращались к образу коня? /Ершов «Конёк-горбунок», «Песнь о вещем Олеге» А.Пушкина, Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», А.П.Чехов «Тоска» и др./
 

 

Вопросы

- О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади) 

1. Вспомните содержание рассказа (сильный ученик делает пересказ содержания)

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Цитируем текст. Стр. 166-172

3. Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек не ценит лошадь, небрежно относится к ним)

4. Можно ли согласиться с тем, что сердце рассказчика осталось “крестьянским”?

5. Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Вопросы.

1. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг, и кляч? ( Примеры из текста).

* Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

Скачет конь, простору много…

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

С. Есенин
 

2. Кем была лошадь в крестьянской семье?  Как сейчас люди относятся к лошадям?

Раньше лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
На протяжении тысячелетий лошадь верно служит человеку. Она сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру. Это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до последнего вздоха служить хозяину.

 

3. Как вы считаете, проводит ли параллель автор между лошадьми и людьми? (затем читается 2 эпиграф),

4. Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек на крышах домов?

 Конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает подкову, в знак удачи).

Вопросы:

1. Человек забыл о милосердии и о сострадании в отношениях с лошадьми. Что означают слова сострадание и милосердие? (готовность помочь, простить, милосердный человек способен чувствовать чужую боль). Присутствует ли сострадание и милосердие в рассказе?

2. Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чем основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

3. Почему герой чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

4. О чем плакали лошади? (О том, то люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них отпала, пришел век машин. Человек черной неблагодарностью отплатил за преданность), (зачитывается отрывок из рассказа стр. 140).

5. К чему может привести плохое отношение к животным? (человек будет плохо относиться и к другим людям).

 “Лошадиная жизнь”.

В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

 Подведение итогов.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит. 
И пусть идут своим чередом «железные кони» - без них теперь невозможно, - но и пусть раздаётся «звон, прилипший на копытах», который всюду будет слышен. И очень хочется очутиться где-нибудь на просторе, взбежать на холм и увидеть, как 
… смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони..
Услышать, какаржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье.
         Остаётся только восхищаться этим «божьим чудом», их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.
 

7. Домашнее задание.

Стр.173 вопрос №3 письменно(рубрика «Проверь себя)

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога