27.04 Литература 11-б
Тема: А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока.
Читайте материал, конспектируйте, выполняйте задания
В числе признаков великого писателя –
дар открытия новых миров. «Один день Ивана Денисовича» был землетрясением,
которое обрушило могучие стены лжи и открыло землю ГУЛАГ…» - писал историк
Михаил Геллер.
- Что это были за открытия?
- Что неожиданного, нового, непонятного в рассказе для современного
читателя (для вас)?
Кроме конкретных слов, связанных с лагерем, с крестьянской жизнью, им все
равно непонятно многое, и прежде всего – отношения между людьми, между
человеком и государством.
- Как вы думаете, что потрясло первых читателей рассказа? (Вспомогательный
вопрос: чего не знали обычные жители страны, не прошедшие через лагеря,
верившие правительтству?)
О тяжести жизни в лагере, о
несправедливости власти, об отношении к
человеку во всей советской стране. Ведь пели: «Я другой такой страны не знаю,
где так вольно дышит человек!» И вот открылась страшная правда: оказывается, не
«вольно», а иногда и вовсе не может дышать – и не один человек, а сотни,
тысячи, миллионы. Открыто скажет об этом Солженицын в «Архипелаге», но неглупый
читатель быстро понял, увидев колоссальное обобщение за фигурами отдельных
героев уже в рассказе.
Обычный советский читатель узнал правду
о том, кто и за что сидит в лагерях: чаще невинные жертвы и, например, герои
войны; узнал о нечеловеческих условиях жизни «зэков»; о жестокости власти – от
конвоиров до тех, кто издает декреты; узнал об извращении идей и колоссальной
лжи в основе «социалистического строительства». А еще автор показал, что
человеческая правда может быть выше государственной. Ведь государство объявило
врагами своих попавших в плен граждан.
Обратим внимание на некоторые фрагменты
рассказа.
Понятен
ли рассказ бригадира Тюрина о своей судьбе. В частности, что сделал он позже и
почему для одной из спасших его девушек. «Она в 35-м в кировском потоке попала,
доходила на общих, я ее в портняжную устроил».
- Как автор оценивает Цезаря Марковича?
Самоуверенность, ограниченность этого
героя. Только опытные и внимательные читатели разберутся в смысле диалога
Цезаря с каторжанином Х-123 о фильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный». Речь
«двадцатилетника» передает точку зрения автора: «Гении не подгоняют трактовку
под вкус тиранов!»
-Кого автор сделал главным героем
рассказа?
- Что особенного в Шухове, что является
парадоксальным?
«Иван Денисович» - «синекдоха советского
общества, столкновение духа и бездуховности, веры и отчаяния» (Михаил Геллер).
Обязательно вспомним, что синекдоха –
вариант метонимии. Имеется в виду изображение части общества (лагерь) вместо
целого (страны) и для понимания целого.
- Как характеризует главного героя его
диалог с кавторангом после рабочего дня о том, «куда месяц девается»?
Большинство уверены – вместе с Буйновским, - что Шухов –
«дурной», необразованный, потому и «поведал»: «…старый месяц Бог на звезды
крошит». Однако заметим, как вводится этот эпизод: «Шухову весело, что все
сошло гладко, кавторанга в бок бьет и закидывает…» Итак, в веселую минуту
лукавый русский мужик подцепляет на удочку простодушного моряка, а сам
прикидывается дурачком. Прочитаем дальше: «Шухов головой крутит, смеется»,
«Шухов зубы раскрыл»… И Буйновского повеселил, и сам душе отдых дал: дальше-то
звучат классические речи «простака» - объяснения про Бога, гром…Заметим и
красоту народного мифа, оживленного Иваном Денисовичем. Это действительно
народный герой – из тех, кто в огне не горит и в воде не тонет. Горе в том, что
не со Змеем ему приходится сражаться и не в сказке мучит людей советский ГУЛАГ.
Особенно отметим образ Сеньки Клевшина.
- Что знает о Сеньке Шухов?
«Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок
первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд…
Он в Бухенвальде сидел и там в подпольной организации был, оружие в зону носил
для восстания. И как его немцы за руки сзади спины подвешивали и палками
били…Теперь отбывает срок тихо» - в советском лагере!
- Как такого человека назвать?
Это настоящий герой Великой
Отечественной войны. И в судьбе его самое страшное – несправедливость родного
государства.
«Солженицын вернул в литературу
«сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров – Замятина, Зощенко,
Платонова. Сказ – замечательный инструмент, позволяющий изображать
многозначность мира и населяющих его людей. Его запрещение было логичным в
литературе, высшей ценностью которой стала – однозначность…» (Михаил
Геллер).
О возможностях сказа запишем: этот тип
повествования представляет героя изнутри и дает объемную картину жизни, в речи
«сказителя» высвечивается и авторский взгляд.
- Где же «выглядывает» автор?
- Когда герой оценивается как бы со
стороны?
«Дума арестантская – и та
несвободная…»; «Шухов совсем забыл, что сам он только что так же работал…
Сейчас он зяб со всеми и лютел со всеми…»
Полстраницы подряд звучит речь автора,
характеризующего кавторанга Буйновского (сцена в столовой). Особенно
выразительно и горько звучат строки, изображающие его радость при получении
«нечаянной» лишней каши. Прочитаем их :
«Виноватая улыбка раздвинула
растресканные губы капитана, ходившего и вокруг Европы, и Великим северным
путем. И он наклонился, счастливый, над неполным черпаком жидкой овсяной каши,
безжирной вовсе, - над овсом и водой».
Здесь каждое обособление подчеркивает
горечь автора, его сочувствие герою и обвинение власти.
Теперь поговорим о лексической стороне
рассказа – об употребляемых в речи героев словах и словосочетаниях.
Язык автора очень разнообразен.
Например, используется язык зоны. Народная речь проявляется в лексике,
грамматике, словообразовании (взлез, обледь, засветляли, наскорях, не окунумши,
дохрястывают, доболтки…)
Встречается авторское словообразование,
словоизменение (подлизнул, замусоленными, плесь, подстрельнуть) и даже орфография
(цынга, цыгарку).
Жаргон подростков, как и большая часть
уличного сленга, прямо связан с уголовным.
- Какие открытия сделал Александр
Солженицын?
· Картины лагерной
жизни.
Правда о несправедливости и преступности
власти, о несчастье целого народа, о конкретных событиях эпохи (об осуждении
пленных и даже героев войны как шпионов: ср. судьбы Буйновского, Клевшина).
· Открытие героя,
парадоксально неожиданного.
· Открытие языка.
- Прочитаем пословицы, встречающиеся в
речи Ивана Денисовича.
В январе солнышко коровке бок согрело.
Запасливый лучше богатого. Кто кого может, тот того и гложет. Быстро – хорошо
не бывает. Бог шельму метит! Битой собаке только плеть покажи! Не выкусишь - не
выпросишь. За что не доплатишь, того не доносишь. Кряхти, да гнись. А упрешься
– переломишься.
Обратим внимание, что кроме первой –
природной – приметы остальные пословицы – это характеристика нравов.
- Иван Денисович – мыслящий человек,
осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного
достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной позиции.
Давно уже критики заговорили о
праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой
мученичества в лагере возникает вопрос о праведности героя рассказа.
- Знаем ли мы значение слова
праведность?
Запишем в тетрадь: «Праведность –
это…(ваше мнение)».
Праведность – это способность жить, «не
солгав, не слукавив, не осудив ближнего и пристрастного врага». «Героя создает
случай, праведника – ежедневная доблесть». (По Н.С. Лескову).
- Можно ли Ивана Денисовича назвать
праведником?
- Можно ли считать его самым
обыкновенным человеком («нулем», по Домбровскому)? А «маленьким человеком»?
- Что спасает Шухова?
- Можно в тяжелейших условиях многое
вынести за счет одного терпения, смирения… Или нет? Как отвечает автор?
Можно спасти жизнь, но потерять живую
душу, стать подлым человеком, утратить личностные свойства.
- Что помогает выжить?
- Что помогает остаться человеком?
- Почему вообще речь идет о том, что в
лагере трудно остаться человеком?
Любой заключенный, выживая, идет на
уступки окружению, обстоятельствам, а иногда и собственной совести. Надо быть
особенно внимательным в наблюдениях за границей компромисса, за которую Иван
Денисович не переступит.
- В чем разница между понятиями
«выжить» и «остаться человеком»?
Вопросы записать в тетрадь:
- Кого и за что уважает Иван Денисович?
- Что такое компромисс?
- Приспособляемость или
приспособленчество изображает автор? Из чего это следует?
Не тех, кто хорошо приспосабливается, а
тех, кто сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот
и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского,
который ведет себя не по законам выживания и «залупается», но труженик
настоящий, и Шухов рад, что лишнюю кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится
беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал
себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе
нужно поговорить отдельно.
- В чем же особенности героя
Солженицына?
Они открываются более всего в его
поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями (это может быть темой
отдельного исследования). Оказывается, что перед нами – очень сильный,
смышленый, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт,
он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать,
хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело
приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на
компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать
предметом обсуждения).
Но удивляет в Шухове другое (отметим,
что это – его внутреннее состояние, так он сам чувствовал): «Он не был шакал
даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем больше утверждался: на
подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти». То есть
приспособленцем и подлецом не стал. А это уже результат осознанного
нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и
самовоспитания «простого человека». Можно думать (вслед за автором), что в
тяжелые годы именно так выживал народ и сохранял живую душу.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы, записанные в
тетради.
Комментарии
Отправить комментарий