27.04                           Литература                         11-б

 

Тема: А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

 

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока. Читайте материал, конспектируйте, выполняйте задания

 

В числе признаков великого писателя – дар открытия новых миров. «Один день Ивана Денисовича» был землетрясением, которое обрушило могучие стены лжи и открыло землю ГУЛАГ…» - писал историк Михаил Геллер.

 

- Что это были за открытия?

 

- Что  неожиданного, нового, непонятного в рассказе для современного читателя (для вас)?

 

Кроме конкретных слов, связанных с лагерем, с крестьянской жизнью, им все равно непонятно многое, и прежде всего – отношения между людьми, между человеком и государством.

 

- Как вы думаете, что потрясло первых читателей рассказа? (Вспомогательный вопрос: чего не знали обычные жители страны, не прошедшие через лагеря, верившие правительтству?)

 

О тяжести жизни в лагере, о несправедливости власти,  об отношении к человеку во всей советской стране. Ведь пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» И вот открылась страшная правда: оказывается, не «вольно», а иногда и вовсе не может дышать – и не один человек, а сотни, тысячи, миллионы. Открыто скажет об этом Солженицын в «Архипелаге», но неглупый читатель быстро понял, увидев колоссальное обобщение за фигурами отдельных героев уже в рассказе.

 

Обычный советский читатель узнал правду о том, кто и за что сидит в лагерях: чаще невинные жертвы и, например, герои войны; узнал о нечеловеческих условиях жизни «зэков»; о жестокости власти – от конвоиров до тех, кто издает декреты; узнал об извращении идей и колоссальной лжи в основе «социалистического строительства». А еще автор показал, что человеческая правда может быть выше государственной. Ведь государство объявило врагами своих попавших в плен граждан.

 

 

Обратим внимание на некоторые фрагменты рассказа.

 

 Понятен ли рассказ бригадира Тюрина о своей судьбе. В частности, что сделал он позже и почему для одной из спасших его девушек. «Она в 35-м в кировском потоке попала, доходила на общих, я ее в портняжную устроил».

 

- Как автор оценивает Цезаря Марковича?

 

Самоуверенность, ограниченность этого героя. Только опытные и внимательные читатели разберутся в смысле диалога Цезаря с каторжанином Х-123 о фильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный». Речь «двадцатилетника» передает точку зрения автора: «Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!»

 

-Кого автор сделал главным героем рассказа?

 

- Что особенного в Шухове, что является парадоксальным?

 

 

«Иван Денисович» - «синекдоха советского общества, столкновение духа и бездуховности, веры и отчаяния» (Михаил Геллер).

Обязательно вспомним, что синекдоха – вариант метонимии. Имеется в виду изображение части общества (лагерь) вместо целого (страны) и для понимания целого.

 

- Как характеризует главного героя его диалог с кавторангом после рабочего дня о том, «куда месяц девается»?

 

Большинство  уверены – вместе с Буйновским, - что Шухов – «дурной», необразованный, потому и «поведал»: «…старый месяц Бог на звезды крошит». Однако заметим, как вводится этот эпизод: «Шухову весело, что все сошло гладко, кавторанга в бок бьет и закидывает…» Итак, в веселую минуту лукавый русский мужик подцепляет на удочку простодушного моряка, а сам прикидывается дурачком. Прочитаем дальше: «Шухов головой крутит, смеется», «Шухов зубы раскрыл»… И  Буйновского повеселил, и сам душе отдых дал: дальше-то звучат классические речи «простака» - объяснения про Бога, гром…Заметим и красоту народного мифа, оживленного Иваном Денисовичем. Это действительно народный герой – из тех, кто в огне не горит и в воде не тонет. Горе в том, что не со Змеем ему приходится сражаться и не в сказке мучит людей советский ГУЛАГ.

 

Особенно отметим образ Сеньки Клевшина.

 

- Что знает о Сеньке Шухов?

 

«Ухо у него лопнуло одно, еще в сорок первом. Потом в плен попал, бежал три раза, излавливали, сунули в Бухенвальд… Он в Бухенвальде сидел и там в подпольной организации был, оружие в зону носил для восстания. И как его немцы за руки сзади спины подвешивали и палками били…Теперь отбывает срок тихо» - в советском лагере!

 

- Как такого человека назвать?

 

Это настоящий герой Великой Отечественной войны. И в судьбе его самое страшное – несправедливость родного государства.

 

 «Солженицын вернул в литературу «сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров – Замятина, Зощенко, Платонова. Сказ – замечательный инструмент, позволяющий изображать многозначность мира и населяющих его людей. Его запрещение было логичным в литературе, высшей ценностью которой стала  – однозначность…» (Михаил Геллер).

 

О возможностях сказа запишем: этот тип повествования представляет героя изнутри и дает объемную картину жизни, в речи «сказителя» высвечивается и авторский взгляд.

 

- Где же «выглядывает» автор?

- Когда герой оценивается как бы со стороны?

 

  «Дума арестантская – и та несвободная…»; «Шухов совсем забыл, что сам он только что так же работал… Сейчас он зяб со всеми и лютел со всеми…»

 

Полстраницы подряд звучит речь автора, характеризующего кавторанга Буйновского (сцена в столовой). Особенно выразительно и горько звучат строки, изображающие его радость при получении «нечаянной» лишней каши. Прочитаем их :

«Виноватая улыбка раздвинула растресканные губы капитана, ходившего и вокруг Европы, и Великим северным путем. И он наклонился, счастливый, над неполным черпаком жидкой овсяной каши, безжирной вовсе, - над овсом и водой».

Здесь каждое обособление подчеркивает горечь автора, его сочувствие герою и обвинение власти.

 

Теперь поговорим о лексической стороне рассказа – об употребляемых в речи героев словах и словосочетаниях.

Язык автора очень разнообразен. Например, используется язык зоны. Народная речь проявляется в лексике, грамматике, словообразовании (взлез, обледь, засветляли, наскорях, не окунумши, дохрястывают, доболтки…)

Встречается авторское словообразование, словоизменение (подлизнул, замусоленными, плесь, подстрельнуть) и даже орфография (цынга, цыгарку).

Жаргон подростков, как и большая часть уличного сленга, прямо связан с уголовным.

 

- Какие открытия сделал Александр Солженицын?

 

·        Картины лагерной жизни.

 

Правда о несправедливости и преступности власти, о несчастье целого народа, о конкретных событиях эпохи (об осуждении пленных и даже героев войны как шпионов: ср. судьбы Буйновского, Клевшина).

 

·        Открытие героя, парадоксально неожиданного.

 

·        Открытие языка.

 

 

 

 

- Прочитаем пословицы, встречающиеся в речи Ивана Денисовича.

 

 

В январе солнышко коровке бок согрело. Запасливый лучше богатого. Кто кого может, тот того и гложет. Быстро – хорошо не бывает. Бог шельму метит! Битой собаке только плеть покажи! Не выкусишь - не выпросишь. За что не доплатишь, того не доносишь. Кряхти, да гнись. А упрешься – переломишься.

 

Обратим внимание, что кроме первой – природной – приметы остальные пословицы – это характеристика нравов.

 

- Иван Денисович – мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире, имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной нравственной позиции.

Давно уже критики заговорили о праведности героев Солженицына. У читателей, видимо, в связи с темой мученичества в лагере возникает вопрос о праведности героя рассказа.

- Знаем ли мы значение слова праведность?

 

Запишем в тетрадь: «Праведность – это…(ваше мнение)».

Праведность – это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и пристрастного врага». «Героя создает случай, праведника – ежедневная доблесть». (По Н.С. Лескову).

 

- Можно ли Ивана Денисовича назвать праведником?

- Можно ли считать его самым обыкновенным человеком («нулем», по Домбровскому)? А «маленьким человеком»?

- Что спасает Шухова?

- Можно в тяжелейших условиях многое вынести за счет одного терпения, смирения… Или нет? Как отвечает автор?

 

Можно спасти жизнь, но потерять живую душу, стать подлым человеком, утратить личностные свойства.

 

- Что помогает выжить?

- Что помогает остаться человеком?

 

- Почему вообще речь идет о том, что в лагере трудно остаться человеком?

 

Любой заключенный, выживая, идет на уступки окружению, обстоятельствам, а иногда и собственной совести. Надо быть особенно внимательным в наблюдениях за границей компромисса, за которую Иван Денисович не переступит.

 

В чем разница между понятиями «выжить» и «остаться человеком»?

 

Вопросы записать в тетрадь:

 

- Кого и за что уважает Иван Денисович?

- Что такое компромисс?

- Приспособляемость или приспособленчество изображает автор? Из чего это следует?

 

Не тех, кто хорошо приспосабливается, а тех, кто сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского, который ведет себя не по законам выживания и «залупается», но труженик настоящий, и Шухов рад, что лишнюю кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе нужно поговорить отдельно.

 

- В чем же особенности героя Солженицына?

 

Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями (это может быть темой отдельного исследования). Оказывается, что перед нами – очень сильный, смышленый, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать предметом обсуждения).

Но удивляет в Шухове другое (отметим, что это – его внутреннее состояние, так он сам чувствовал): «Он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем больше утверждался: на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти».  То есть приспособленцем и подлецом не стал. А это уже результат осознанного нравственного  выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека». Можно думать (вслед за автором), что в тяжелые годы именно так выживал народ и сохранял живую душу.

 

Домашнее задание.

Ответить на вопросы, записанные в тетради.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога