18.04 Русский язык 11-б
Тема: Стилистика как раздел науки о языке
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока,
читайте материал, конспектируйте, выполняйте задания
Задание. Записать в тетрадь четыре аспекта
изучения стилистики.
— Стилистика — это особый раздел лингвистики,
изучающий стили и стилистические ресурсы. Как языковая дисциплина стилистика
возникла на основе риторики. Эта наука относительно молодая — как отрасль
знаний она сформировалась лишь в начале XX в. Однако люди уже давно
интересовались не только тем, что они говорят, но и как это делают. Слово
«стилистика» происходит от слова «стиль»
— острая палочка, стерженек для писания на восковых дощечках. В русском
языке на основе этого слова возникает его аналог — стило — перо, орудие письма:
А если
Вам кажется,
Что всего делов — это
пользоваться
Чужими словесами, то
вот вам,
Товарищи,
Мое стило, и можете
Писать
Сами! (В. Маяковский
«Разговор с фининспектором»)
В. И. Даль (известный
составитель толкового словаря) отсылает нас к немецкому языку : стилистика —
учение о слоге или стиле; стилист — человек с хорошим слогом, пишущий изящным
слогом. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел М. В. Ломоносов.
Определение объема и
содержания стилистики принадлежит к самым спорным и не получившим
окончательного разрешения вопросам.
Объем стилистики
определяется тем, что она рассматривает целесообразность использования языковых
явлений из всех областей языка. Поэтому она охватывает и словарный состав, и
грамматический строй, включая морфологию и синтаксис, а также фонетическую систему.
Языку свойственны
красота, богатство, сила, выразительность. Слову доступны цвет и звуки, объем и
психологическая глубина. Именно стилистика пытается ответить на вопрос, как же
слово в контексте приобретает такую царственность. Это достигается в первую
очередь при помощи особых выразительных слов и выражений, составляющих
богатство языка.
Таким образом, один из
аспектов стилистики — изучение выразительных средств, ресурсов языка.
Стилистика учит
говорить и писать выразительно. Она изучает значение слов, речевые обороты, предложения
с точки зрения выраженных в них мыслей и чувств (эмоционально-экспрессивные
свойства). Определенные слова, обороты речи, специальные приемы позволяют нам
продемонстрировать свое языковое мастерство, возможность «рисовать словами» —
это второй аспект стилистики.
Стихотворение, с
которым вы уже встречались прежде, подскажет третий и самый важный аспект,
который изучает стилистика. Послушайте это стихотворение, отгадайте слова,
которые нужно вставить вместо пауз, и скажите, какой же это аспект.
ЗАБОТА О СТИЛЕ
Артисты говорят в
гримерной,
Твой друг беседует с
тобой —
Стиль это просто… ,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или
стих,
Роман, поэму, пьесу —
Знай, в них… стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль… —
Газетных очерков,
заметок —
Запомни также стиль и
этот.
А биографию открой — …
(официально-деловой).
А правила когда мы
учим,
Употребляем стиль…
(научный).
(В. А. Синицын)
Итак, третьим аспектом,
разделом, стилистики является изучение стилей. В зависимости от того, что надо
выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Мы знакомимся с разновидностями
одного и того же языка, то есть с его стилями. Знать в совершенстве язык —
значит владеть его стилями. Стили — это хлеб стилистики, главный предмет
изучения.
Четвертым, тоже очень
важным, аспектом данной науки является точность и правильность речи. Вы все
знаете, что речь должна быть грамотной, литературной, но она должна быть и
точной, выразительной, образной. Забота об этих основных параметрах сближает
стилистику с культурой речи. Культурный человек культурен во всем, но, прежде
всего, в своем языке. Поэтому на современном этапе развития лингвистики
актуальными являются такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение,
экология речи.
Таким образом, задачами
преподавания стилистики являются:
1) изложение теоретических основ функциональной
стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой
организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
2) развитие
стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять
языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания,
целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой
общения.
Д\З.
1. Закончите фразы
1) Стилистика и
культура речи — это… .
2) Стилистика изучает…
.
Комментарии
Отправить комментарий