15.04 Литература 11-б
Тема: А. Камю «Посторонний»
Здравствуйте, ребята, запишите число, тему, эпиграф
урока. Читайте и конспектируйте материал
«Я обучился свободе не по Марксу. Меня научила
ей нищета».
А. Камю
Повесть
Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942
году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает
проследить все основные идеи творчества автора.
Сюжетная
линия "Постороннего" (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть
состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире,
получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в
Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой.
Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря,
но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат
бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка,
которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже
одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело
Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.
Несмотря
на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а
реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо
реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в
обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение
Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс
кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на
происходящее.
Повесть
имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень –
реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной
составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.
В
действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа.
Мерсо - изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его
не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы
создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет
дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями
героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо. Даже
убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент
на пляже.
В
повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и
повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет
все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино
и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его
поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете,
основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на
похоронах своей матери.
Кульминационный
момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного
героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все
заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой
безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и
видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не
смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.
Таким
образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские
взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки
главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого
показывается в повести.
Домашнее
задание: подготовить сообщение по
биографии Э. Хемингуэя.
Комментарии
Отправить комментарий