13.04                                       Русский язык                             11-б

 

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

 

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока. Прочитайте текст, поработайте с ним по предложенным вопросам. Используя клише, напишите сочинение. Сдаем тетради в ЧЕТВЕРГ, 14.04

 

 

О ревности


1)Ревность - чувство естественное. 2)Его в той или иной мере испытывают все люди. 3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. 4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. 5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. 7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. 8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. 10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. 11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. 12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим,
 —
13)В этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. 15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. 16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 17)3алечивать их каждый учится сам. 18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. 20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. 21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. 22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. 23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

 

Сведения об авторе:
Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.

 

 

Сформулируйте проблему текста.

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

 

Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).Это и будет комментарий по тексту.

Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, а также обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

 

-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней



- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).



Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.

 

-Сформулируйте свою позицию и запишите её. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.




-Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.

 

 

Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины.  Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.




ПРОБЛЕМА

В тексте поднимается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...



КОММЕНТАРИЙ

Клише 1 (публицистический стиль)

 Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на…)

- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что …

- Автор убеждён в том, что…

- ______(Ф.И.О. автора) приводит нас к выводу…

Клише 2 (художественный стиль)

-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…

-Не случайно писатель изображает (кого, что)…

-Иллюстрацией по проблеме текста также может служить поступок героя, свидетельствующий о …

-Автор осуждает/одобряет … Автор сочувствует (кому)…



ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)...

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

Выражая свою точку зрения, автор...

Утверждение автора, что ... , бесспорно.



ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме … , хочу отметить, что…

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…

 

В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).

 

Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса).



АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении…

 

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…

 

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога