13.04 Русский
язык 11-б
Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение по
предложенному тексту
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока.
Прочитайте текст, поработайте с ним по предложенным вопросам. Используя клише,
напишите сочинение. Сдаем тетради в ЧЕТВЕРГ, 14.04
О ревности
1)Ревность - чувство естественное. 2)Его в той или иной мере испытывают все
люди. 3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла:
боюсь, что от этого обеднела бы любовь. 4)Беда не в том, что один не ревнует, а
другой ревнует. 5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится
безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся
«властвовать собою», как говорил Пушкин.
6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. 7)Это постоянно грызущее
душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы,
что есть или может быть кто-то более достойный. 8)Все горькие упрёки в том, как
можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на
любовь.
9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. 10)Значит, ты
допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей
возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. 11)На самом-то
деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что
среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит,
найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. 12)А ревность
отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, —
13)В этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства,
но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть
забота о любимой.
14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. 15)Но
вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. 16)Она растёт - на её нежном, чистом
теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. 17)3алечивать их каждый
учится сам. 18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы
ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть
себя, оправдывать себя, думать о себе. 20)В любви не бывает одного страдающего
сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный
закон. 21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление
ревности. 22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого.
23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом
значительном из чувств, которые дарованы человеку.
Сведения об авторе:
Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург,
автор книг о произведениях русской литературы.
Сформулируйте проблему текста.
Проблема
определения ревности (Что такое ревность?).
Проблема
соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).
Проблема
преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).
Проблема
становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).
Об отрицательном
последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда
обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.
-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие
примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).Это и будет
комментарий по тексту.
Н. Долинина
обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства.
Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для
пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в
своём творчестве отразил А.С. Пушкин, а также обращается к содержанию сказки
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые
раскрывают позицию автора текста.
Ревность –
чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с
недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).
Любовь без
ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями,
неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).
Через отказ от
эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.
(Предложение 21).
С преодолением
ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма.
(Предложение 19, 20).
Автор приходит к
выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.
-Сформулируйте свою позицию и запишите её. Обратите внимание на тот факт,
что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего
чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.
-Ваша задача – продумать аргументы своего
сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент
легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.
Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и
мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если
этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как
дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не
будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги
творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете
писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д.,
потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.
ПРОБЛЕМА
В тексте поднимается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Проблема, обсуждаемая в тексте...
КОММЕНТАРИЙ
Клише 1 (публицистический стиль)
Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых,
говорит о… (ссылается на…)
- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, отмечает,
подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что …
- Автор убеждён в том, что…
- ______(Ф.И.О. автора) приводит нас к выводу…
Клише 2 (художественный стиль)
-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений
кого с кем)…
-Не случайно писатель изображает (кого, что)…
-Иллюстрацией по проблеме текста также может служить поступок героя,
свидетельствующий о …
-Автор осуждает/одобряет … Автор сочувствует (кому)…
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор приходит к выводу (что?)...
Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в
предложении: «_».
Выражая свою точку зрения, автор...
Утверждение автора, что ... , бесспорно.
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
Продолжая разговор о проблеме … , хочу отметить, что…
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним
роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка
важного тезиса).
АРГУМЕНТЫ
Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…
Правоту моих слов подтверждают …
Во-первых, … во-вторых…
Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские
писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта,
которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости
своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в
тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для
себя, но и для других людей.
Комментарии
Отправить комментарий