11.04 Литература 6-б
Тема: Самобытность героев рассказа «Конь с розовой
гривой». Юмор в рассказе
Ребята, запишите число тему, эпиграф урока, читайте материал, выполняйте задания
Все мы родом из детства.
Антуан
де Сент-Экзюпери
− Сегодня мы продолжим
работу по одному из рассказов книги «Последний поклон» − «Конь с розовой гривой».
− «Все мы родом из детства», − сказал
французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Как вы понимаете это высказывание?
(Детство – это
важнейшая пора в жизни человека. Именно в детстве формируется личность ребёнка,
его характер. Именно о детях мы будем говорить сегодня).
− Тема нашего урока сегодня «Яркие и
самобытные герои рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Чем займёмся на уроке?
(Познакомимся поближе с
героями рассказа, поговорим об их жизни, порассуждаем).
− Вспомните,
какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа лежит обман самого родного
человека −
бабушки, и справедливое наказание).
− Случалось ли вам обманывать? Какие чувства
вы при этом испытывали?
(Вспомнив подобные ситуации в своей жизни, дети невольно поставят себя
на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)
− Итак, в центре повествования случай из
жизни мальчика, которого воспитывают бабушка и дедушка. Случайно ли
повествование ведётся от первого лица?
(Нет, это произведение автобиографическое.)
− Главного героя неудержимо тянет в семью
соседа Левонтия. Как к этому относится бабушка Катерина Петровна?
(Она против, соседи ведут не очень правильный образ жизни)
)
− Обратимся к тексту.
Откройте учебники на стр. 68.
Проследим, как ведут себя ребята при сборе ягод. Страницу в тетради поделите
пополам. На одной стороне напишите: левонтьевские ребятишки, на другой – внук. Ваша задача: записать слова (в основном
это будут глаголы), которые характеризуют поведение детей во время похода за
ягодами.
Левонтьевские ребятишки |
Внук |
бросали друг в друга барахтались принимались драться дразнились напластали жрут ягоды бьются катаются |
трудом своим заработать пряник начали брать землянику радостную
и дорогую брал старательно собрать скорее скоро покрыл дно аккуратненького
туеска вздохнул с облегчением |
− И вот… левонтьевские
собрались на речку. С такой работой много ягод все равно не наберёшь. А внук не
может идти. Почему?
(Бабушке обещал, ещё не набрал полный туес.)
− Сейчас ребята
представят эпизод, который произошёл на увале.
– Бабушки
Петровны испугался? Эх ты! (Санька)
– Зато мне бабушка пряник конём купит!
– Может, кобылой? Скажи уж лучше – боишься её и ещё
жадный! (Санька)
– Я?!
– Ты! (Санька)
– Я?
– Ты, ты!
(Санька)
– Жадный?
– Жадный!
(Санька)
– А хочешь, все ягоды съем?
– Слабо! (Санька)
– Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
– Я ещё у бабушки калач украду!
– Давай!
Только одного калача мало! Шанег
прихвати! А лучше ещё и пирог!
Лишнее не будет! (Санька)
– Ладно!
− Я вижу, что вы улыбаетесь. В какой-то мере это действительно смешно. Но если вдуматься? Какие же качества проявляют при этом
левонтьевские ребята?
(Зависть, злоба, понимают, что Вите
достанется, а все равно подначивают его.)
− Итак, Санька использует беспроигрышный прием –
поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны
испугался!» и мальчик попадается «на
уду». Ему важно стало не
спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась
левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.
− Стоит только начать совершать злые поступки и уже трудно
остановиться. Вспомните, что делают ребята на реке. Какие проявляют при этом
качества?
(Растерзали рыбу, убили
стрижа)
− Наступает вечер, пора домой, в туеске ничего нет, а
пряник-то хочется… Это ж мечта! На что подбивают так называемые друзья мальчика?
(На обман: траву в туесок – вместо ягод.)
− Как к обману относятся левонтьевские ребята?
(Им это не в первой, они так часто делают, и им за это ничего дома
не бывает.)
− Мальчишка всё-таки
обманывает бабушку, и она уезжает с пустым туеском в город, чтобы стать самой
обманщицей и испытать стыд перед дамочкой, решившей купить у неё ягоды. Он ещё
и крадёт калач… Что испытывает внук, пока ждёт бабушку? (Муки совести)
− Пытался ли он исправить ситуацию, рассказать ей обо всём?
(Да, хотел утром рассказать, но проспал, ещё
и деда не было дома, он бы помог.)
− Чем занимается внук в отсутствие бабушки?
(Идёт на рыбалку. День чудесный, но ему не радостно.)
− Удалось ли ему отвлечься от ужасных мыслей, мук совести? (Нет)
− А что левонтьевские ребята? Пожалели? Поддержали?
(Нет,
смеялись, дразнили.)
−Когда вы читали рассказ, что вы предполагали увидеть в
финале? Как представляли себе развязку действия? (Бабушка накажет мальчика.)
− Ругала его бабушка?
(Ругала, позорила перед другими,
но простила)
− Зачитайте финал рассказа (стр. 80)
− Почему бабушка простила внука?
(Любила, жалела, ведь он сирота, догадалось, что это его
левонтьевские подбили на злое дело. Как мудрая женщина, поняла, что нужно
добром воспитывать ребёнка. Зло порождает только зло. Преподала внуку урок
доброты и прощения).
− Докажите, что
мальчик усвоил этот урок? (Последние
слова рассказа)
− Милосердие и доброта
сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Мальчик вырос, стал писателем и написал книгу
«Последний поклон», отблагодарив таким образом свою бабушку за любовь, заботу и
добро.
Домашнее задание
Перечитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Комментарии
Отправить комментарий