10.03 Русский язык 11-б
Тема: Знаки препинания
в СПП с одним придаточным.
Синтаксический разбор СПП с одним придаточным
Здравствуйте, ребята,
запишите число, классная работа , тему урока. Читайте, конспектируйте,
выполняйте задания:
1. Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
1) Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется
запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного:
Бывают встречи, которые никогда не забудутся, живи хоть сто лет.
2) Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а
также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от
него тире:
Кто весел – тот смеется.
3) Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи
подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что,
вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы,
для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и
т.п.), запятая ставится один раз:
а) Перед союзом, если придаточное предложение следует за главным.
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
б) После всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.
По мере того как я рассказывал, он приходил в себя.
в) В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части;
первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а
вторая будет выполнять роль союза.
Он исхудал за одну ночь так, что остались кожа да кости.
Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит
отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т.п.,
то придаточное предложение не отделяется от главного.
Важно не что он сказал, а как он это сказал.
Было шумно и когда они собирались в столовой.
(Между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится.)
5) Придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова,
запятой не отделяются.
Он обиделся, но не сказал почему.
2. Самостоятельная работа
- Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1) Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей.
(А.Пушкин)
2) Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате
я заходил к ней. (В.Короленко)
3) В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.
(Л.Толстой)
4) Верчусь колесом а куда еду не знаю. (М.Горький)
5) Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими
и пухлыми. (А.Чехов)
6) Не исполнил он этого намерения только потому что на набережной было
слишком много народа. (Д.Писарев)
7) Я хочу знать не как это делается а зачем это делается.
8) Он раздражителен и когда болен и когда здоров.
9) Работа выполнена как следует.
10) Он ушел и не сказал зачем.
11) Я это говорил но не помню когда.
3. Работа с текстом
- Определить тему, основную мысль текста и его тип.
- Выскажите ваше мнение о роли чтения.
Изучив в школьные года «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь
утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное
заблуждение. Ведь оно порой мешает нам еще и еще раз вникнуть в эти величайшие
глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект
человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой
лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть
у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное
духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное
творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.
(Н.Дорио)
Домашнее
задание.
- Выучить
правила.
- Составить
10 СПП на изучаемый материал об известных писателях или художниках,
композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.
Комментарии
Отправить комментарий