10.03
Литература 6-б
Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Комическая
ситуация
Здравствуйте, ребята, запишите число,
классная работа, тему урока. Читайте материал, выполняйте задания. Но
предварительно вам нужно будет прочитать
рассказ
.
-Сегодня мы продолжаем знакомство с именем уникального писателя, который
совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя.
Родился чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца.
Их было четверо и братьев и сестра. Семья всегда нуждалась. Отец – суровый
религиозный человек, часто наказывал Антошу. После окончания Таганрогской
гимназии Чехов обучается портняжскому делу. В 16 лет остается один, так как
родителя уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже приезжает в Москву, поступает
на медицинский факультет Московского университета. Печатается, чтобы выжить, в
юмористических журналах. Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него
был псевдоним. Антон Павлович – человек необыкновенный: он был известным
писателем, но поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить простых
людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит
людей даже в годы холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей
на свои средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в
Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.
Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем
немного о его творчестве.
Чтение статьи учебника
- Чем интересны рассказы Чехова? (Они очень коротки и забавны).
- Прочтите слова Бунина о Чехове. Согласны ли вы с ними? (Да, согласны, потому
что Чехов действительно был умен, он умел шутить).
- Отчего шел заряд юмора Чехова? (От его жизнелюбия).
Подготовка к восприятию
произведения.
Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно
сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и
сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).
Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление
событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.
Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу
слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываем:
уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь
образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю:
Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).
Чтение произведения
Словарная работа:
Уезд – округ, часть губернии.
Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
Анализ произведения.
Аналитическая беседа
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу
подбирала «лошадиную» фамилию).
- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по
телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).
- А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой,
коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин,
скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в
спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает
это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).
- Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к
окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).
- Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре?
(Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).
- Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет
не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный
господин!»).
- Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).
- А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то
необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что
приказчик угодил генералу).
Домашнее
задание.
Прочтите к уроку внеклассного чтения чеховские рассказы «Хирургия»,
«Пересолил», «Жалобная книга», «Налим». Обратите внимание на то, как создает
автор юмористическую ситуацию.
Комментарии
Отправить комментарий