27.01
Литература
11-б
Тема:
Основные темы и мотивы лирики
Марины Цветаевой
Ребята, запишите число, классная работа, тему урока.
Читаем, конспектируем, выполнем задания:
Тема поэта и поэзии в творчестве Цветаевой
Марина Цветаева
вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим
поэтам ее поколения, ей присуще ощущение
трагизма мира. Поэзия Цветаевой противостоит живущей в мире пошлости, серости, мелочности: «Что
же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой
безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923). Цветаевой суждено было
стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в
своем творчестве, она раскрыла трагедию
мироощущения человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым
мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из
двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!».
Таков был ее литературный манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия — поэзия
собственных имен».
Поэт
единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:
Если душа
родилась крылатой —
Что ей хоромы —
и что ей хаты!
Что Чингиз-хан
ей и что — Орда!
Два на миру у
меня врага,
Два близнеца,
неразрывно-слитых:
Голод голодных —
и сытость сытых! (18 августа 1918)
Поэтический дар,
считала Цветаева, наделяет человека божественной властью над умами и душами,
возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот
поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не
может:
Ибо раз голос
тебе, поэт,
Дан, остальное —
взято.
В то же время,
по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и
обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде
цикл стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:
Стол
Мой письменный
верный стол!
Спасибо за то,
что шел
Со мной по всем
путям.
Меня охранял —
как шрам.
Мой письменный
вьючный мул!
Спасибо, что ног
не гнул
Под ношей,
поклажу грез —
Спасибо — что
нес и нес.
Строжайшее из
зерцал!
Спасибо за то,
что стал
(Соблазнам
мирским порог)
Всем радостям
поперек,
Всем низостям —
наотрез!
Дубовый
противовес
Льву ненависти,
слону
Обиды — всему,
всему.
Мой заживо
смертный тес!
Спасибо, что рос
и рос
Со мною, по мере
дел
Настольных —
большал, ширел,
Так ширился, до
широт —
Таких, что,
раскрывши рот,
Схватясь за
столовый кант...
— Меня заливал,
как штранд!
К себе
пригвоздив чуть свет —
Спасибо за то,
что вслед
Срывался! На
всех путях
Меня настигал,
как шах —
Беглянку. —
Назад, на стул!
Спасибо за то,
что блюл
И гнул. У
невечных благ
Меня отбивал —
как маг —
Сомнамбулу. Битв
рубцы,
Стол,
выстроивший в столбцы
Горящие: жил
багрец!
Деяний моих
столбец!
Столп столпника,
уст затвор —
Ты был мне
престол, простор —
Тем был мне, что
морю толп
Еврейских —
горящий столп!
Так будь же
благословен —
Лбом, локтем, узлом
колен
Испытанный как
пила
В грудь
въевшийся — край стола!
— В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»?
— В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества?
(Поэт и стол
некий кентавр, поэт пригвожден к столу. Сущность творчества — в по-стоянной,
неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти
един-ственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким,
парящим, долж-но быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева
беспощадно требова-тельна к себе, к своему призванию.)
Обращение к фольклору
Поэтический дар
Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее творческого избытка
хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален. Диапазон поэзии
поразительно широк — от народных русских сказок-поэм до интимнейшей
психологической лирики. Уже в раннем
творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской
народной песни — открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода
поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:
Гришка-Вор тебя
не ополячил,
Петр-Царь тебя
не онемечил.
Что же делаешь,
голубка? — Плачу.
Где же спесь
твоя, Москва? — Далече.
— Какие традиционные для фольклора образы вы
замечали?
(Черный ворон (и
созвучное Гришка-Вор), голубка; характерную для народной песни форму
диалога-плача, народную лексику: «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны»)
Подбираем и
читаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало («Над церковкой —
голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917; «Царь и Бог!
Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!», 1920 и
другие)
Тема родины
Тема родины,
острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера и в
стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва — воплощение гармонии
(«Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»),
символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). В
знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916)
— восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни
Отечества.
Мотив святости, праведности в большинстве
стихотворений цикла.
Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом
лирической героини:
Надену крест
серебряный на грудь,
Перекрещусь и
тихо тронусь в путь
По старой по
дороге по Калужской.
— Какое значение имеет для автора мотив
странничества?
Этот мотив
напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь —
странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. С мотивом странничества
сопрягается и тема души.
Виденья райские
с усмешкой провожая,
Одна в кругу
невинно-строгих дев,
Я буду петь,
земная и чужая,
Земной напев!
Воспоминанье
слишком давит плечи,
Настанет миг — я
слез не утаю...
Ни здесь, ни
там, — нигде не надо встречи,
И не для встреч
проснемся мы в раю!
— Как представляется в стихотворении жизнь души в
раю?
— Какой прием лежит в основе произведения?
Здесь «земное»
противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной напев»,
стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет умиротворения,
да она его и не ищет. Слишком сильны ее
земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви.
Мотив души
Душа имеет имя,
и это имя — Марина.
Душа и имя
Пока огнями
смеется бал,
Душа не уснет в
покое.
Но имя Бог мне
иное дал:
Морское оно,
морское!
В круженье
вальса, под нежный вздох
Забыть не могу
тоски я.
Мечты иные мне
подал бог:
Морские они,
морские!
Поет огнями
манящий зал,
Поет и зовет,
сверкая.
Но душу бог мне
иную дал:
Морская она:
морская!
— В каком стихотворении Цветаева обращается к этому
же образу, обыгрывает этимологию своего имени?
(Кто создан из
камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и
сверкаю!
Мне дело —
измена, мне имя — Марина,
Я бренная пена
морская.)
Вообще душа
всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и читаем
стихотворения, где тема души — ведущая: «Душа», 1923; «Дорожкою
простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и
другие).
Тема любви
Свобода и своеволие
души, не знающей меры — вечная и дорогая тема, идет рядом с те-мой любви, без
которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить — знать, любить —
мочь, любить — платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику («Надпись
в альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,
1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...» 1920; «Пора! для этого
огня...», 1940 и другие).
— В чем вы видите особенности чувства любви у
лирической героини Цветаевой?
Любить — значит
жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» всегда спор, конфликт и чаще
всего разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна,
широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична.
Попытка ревности
Как живется вам
с простою
Женщиною? Без
божеств?
Государыню с
престола
Свергши (с оного
сошед),
Как живется вам
— хлопочется —
Ежится? Встается
— как?
С пошлиной
бессмертной пошлости
Как
справляетесь, бедняк?
Это месть
бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть. Возможность не жить, а
быть — с другой, «простой» женщиной, пошлой, ничтожной — не укладывается в
голове. Отсюда риторические вопросы, на которые и не ждет ответа. Сопоставим с
пушкинским: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть
другим». У Пушкина — любовь-нежность, любовь-прощение и прощание, у Цветаевой — любовь-страсть, любовь-разрыв.
Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно».
Невероятная открытость, откровенность — неповторимые черты лирики Цветаевой.
Любовь у
Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не могут
встретиться. О «невстрече», о неизбежкости расставания в стихотворении из цикла
«Разлука» (1921):
Все круче, все
круче
Заламывать руки!
Меж нами не
версты
Земные, — разлуки
Небесные реки,
лазурные земли,
Где друг мой
навеки уже —
Неотъемлем.
В драматическом
стихотворении «Расстояние: версты, мили...» (1925) — не грусть разлуки, а гнев,
ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей.
Любовь может противостоять
даже смерти:
…Стан упругий
Единым взмахом
из твоих пелен,
Смерть, выбью! —
Верст на тысячу в округе
Растоплены снега
— и лес спален.
Любовь остается
в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать — иль
розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).
Домашнее задание
Внимательно
прочитать стихотворение М. И. Цветаевой «Тоска по родине!..» и сделать его
разбор.
Комментарии
Отправить комментарий