22.11                                    Русский  язык                           11-б

Тема: Структура  сочинения- рассуждения. Подготовка к сочинению-рассуждению

Здравствуйте, ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читайте конспект, делая необходимые записи и выполняя задания

-В начале урока вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

 

- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

- Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление.

        (1)Люди хотят быть счаст­ли­вы­ми — это их есте­ствен­ная по­треб­ность. (2)Но где кро­ет­ся самая серд­це­ви­на сча­стья? (3)(3амечу сразу, я толь­ко раз­мыш­ляю, а не из­ре­каю ис­ти­ны, к ко­то­рым сам толь­ко стрем­люсь.) (4)Кро­ет­ся ли она в удоб­ной квар­ти­ре, хо­ро­шей еде, на­ряд­ной одеж­де? (5)И да, и нет. (6)Нет — по той при­чи­не, что, имея все эти до­стат­ки, че­ло­век может му­чить­ся раз­лич­ны­ми ду­шев­ны­ми не­взго­да­ми. (7)Кро­ет­ся ли она в здо­ро­вье? (8)Ко­неч­но, да, но в то же время и нет.

   (9)Горь­кий мудро и лу­ка­во за­ме­тил, что жизнь будет все­гда до­ста­точ­но плоха, для того чтобы же­ла­ние луч­ше­го не угас­ло в че­ло­ве­че­стве. (10)А Чехов писал: «Если хо­чешь быть оп­ти­ми­стом и по­нять жизнь, то пе­ре­стань ве­рить тому, что го­во­рят и пишут, а на­блю­дай сам и вни­кай». (11)Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­ча­ло фразы: «Если хо­чешь быть оп­ти­ми­стом...» (12)И еще — «вни­кай сам».

   (13)В гос­пи­та­ле я лежал за­гип­со­ван­ный по грудь почти пол­го­да на спине, но когда про­шли не­стер­пи­мые боли, был ве­се­лый. (14)Сест­ры спра­ши­ва­ли: «Розов, что ты такой ве­се­лый?» (15)А я от­ве­чал: «А что? Это нога болит, а я-то здо­ро­вый». (16) Дух мой был здо­ров.

  (17)Сча­стье кро­ет­ся имен­но в гар­мо­нии лич­но­сти, рань­ше го­во­ри­ли: «Цар­ствие Божие внут­ри нас». (18)Гар­мо­ни­че­ское устрой­ство этого «цар­ства» во мно­гом за­ви­сит от самой лич­но­сти, хотя, по­вто­ряю, внеш­ние усло­вия су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка иг­ра­ют важ­ную роль в его фор­ми­ро­ва­нии. (19)Но не самую важ­ную. (20)При всех при­зы­вах бо­роть­ся с не­до­стат­ка­ми нашей жизни, ко­то­рых на­ко­пи­лось с из­быт­ком, я все же пре­жде всего вы­де­лю борь­бу с самим собой. (21)Нель­зя ждать, что кто-то при­дет со сто­ро­ны и сде­ла­ет тебе хо­ро­шую жизнь. (22)Надо всту­пать в битву за «чест­но­го ма­ло­го» в себе, иначе — беда.   (В. Розов)

- Итак, начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.

1. Вступление.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)

- Что такое тема текста? (Тема – о чем данный текст)

Определи тему

- О чем же идет речь в тексте? (О счастье.)      Еще что определяем? (Идею.)

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста)

- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, что такое счастье и как  его добиться.)

- К чему теперь следует перейти?

Определи стиль

- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)

- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

Основные стилистические особенности - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Основные языковые средства - сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции ( восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка( метафоры, сравнения, аллегории и др.)

- Каков следующий шаг в нашей работе?

- К какому типу речи относится данный текст?

- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)

- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

- Сформулируйте проблему данного текста. (В чём заключается счастье?)

- К какой категории можно отнести эту проблему? (Философской.)

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление. (Презентация)

1. В форме лирического размышления.

2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.

3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.

4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.

- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Возможный вариант вступления:

В чем заключается счастье? Это вечная философская тема, которая стоит перед человеком уже многие века. Виктор Розов имеет свой взгляд на данную проблему.

Рассмотрим композицию

- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

2. Составьте комментарий «вслед за автором».

  • эмоционально воздействовать на читателя;
  • заставить читателя задуматься над проблемами;
  • пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
  • убеждать читателя в правоте своей позиции;
  • использовать ряд убедительных аргументов;
  • открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к ...;
  • призывать читателя к ...

    Автор задается вопросом: «Но где кроется самая сердцевина счастья?». Автор использует вопросно-ответную форму. Он ищет различные ответы на вопрос, в чем же может заключаться счастье. Известный драматург обращается к высказываниям знаменитых писателей и фактам из своей жизни. (Устранить повтор).

3. Позиция автора. Определите позицию автора

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой строке звучит основная мысль автора?

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

      Авторская позиция заключается в том, что счастье существует в гармонии личности, то есть в разумном сочетании материальных удобств и душевного покоя.

4. Отражение собственной позиции

Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента

- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

         Не  могу не согласиться с мнением Виктора Розова. Счастье – это взаимосвязь духовных и материальных ценностей. Многие писатели обращались к этой теме.

         В рассказе В. П. Астафьева «Сон о белых горах» говорится о человеке, который умел радоваться простым вещам, имея при этом небольшой материальный достаток. Счастлив Аким от соприкосновения с природой, оттого, что живет на родной земле, оттого, что влюбился в девушку.  Рассматривал аспекты счастья и известный академик Д. С. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном». Публицист считает, что счастье человека заключается в окружении  любящих людей, материальных благах и нравственных ценностях. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек духовно богат.

5. Заключение.

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

  • Вывод-впечатление.
  • Ответ на вопрос.
  • Призыв к действию.
  • Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию.)

-         Напишите заключение.

        Действительно, счастье заключается в прямом взаимодействии материальных и духовных благ, которые гармонично объединяются.

 Домашнее задание.

- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога