17.11
Литература 11-б
Тема: Сравнительный анализ
стихотворений А.А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане"
Здравствуйте,
ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читаем и конспектируем
- “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав
Ходасевич.
Так ценили современники Блока.
Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.
-1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными.
Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал
знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н.
Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:
Ты в поля отошла безвозвратно.
Да святится Имя твое. 16 апреля 1905 г.
-Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия
жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.
Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем
было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока
сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.
Самостоятельное чтение стихотворения “Незнакомка” (1906 г.)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
- Каков
строй образов? (Два строя образов)
- Как
изображен “страшный мир”?
-Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все
конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним
там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все
“страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь
застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных
действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки,
совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.
А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.
Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в
вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане
в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних
столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен
видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение,
ясное сознание.
- Каков
второй строй образов в стихотворении?
Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение
Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это
сплошная музыка ассонанса.
- Каков
мир Незнакомки?
У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.
Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.
Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается
поэт:
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви,
возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный”
мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.
Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с
завсегдатаями ресторана:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а
в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что
истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не
может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию,
прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.
Чтение стихотворения “В ресторане” (1910 г.)
Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все
большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось
для него осознание унижения любви в нем.
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел
у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула.
Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же
в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась
движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
1910 г.
- Остался
ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча
поэта и прекрасной женщины?
Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели
смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка
живет на земле, она совсем не похожа на видение.
- Остались
ли прежними Он и Она?
Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.
Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он
встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру:
“И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу
тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег
очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность,
надменность, высокомерие.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится
преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность,
внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости.
Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность,
презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.
А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности
бытия, предвестием гибели этого мира.
Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в
нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая
способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным
миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.
Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в
обоих стихотворениях.
Выводы:
В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает
в мире красоту и гармонию. Но противоречия "страшного мира" сильнее
любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом
мире жёлтого города.
И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути"
вочеловечивания". Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не
отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря "нет" тёмному
настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно.
Он не признаёт торжества "страшного мира" над людьми и не
капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: "Трудное надо
преодолеть. А за ним будет ясный день".
Д\З. Прочитать статью в учебнике "Страшный мир" на с. 219–221. Ответить на вопрос(письменно):
Каким предстаёт "страшный мир" в лирике А. Блока?
Комментарии
Отправить комментарий