17.11                                      Литература                                    11-б

Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане"

Здравствуйте, ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читаем и конспектируем

- “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав Ходасевич.

 Так ценили современники Блока. Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.

-1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными. Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н. Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:

Ты в поля отошла безвозвратно.
Да святится Имя твое. 16 апреля 1905 г.

-Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.

Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.

Самостоятельное чтение стихотворения “Незнакомка” (1906 г.)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

  • Каков строй образов? (Два строя образов)
  • Как изображен “страшный мир”?

-Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.

А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.

Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.

  • Каков второй строй образов в стихотворении?

Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка ассонанса.

  • Каков мир Незнакомки?

У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.

Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.

Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.

Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями ресторана:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.

Чтение стихотворения “В ресторане” (1910 г.)

Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось для него осознание унижения любви в нем.

 

 

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

1910 г.

 

  • Остался ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины?

Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка живет на земле, она совсем не похожа на видение.

  • Остались ли прежними Он и Она?

Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.

Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру: “И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность, надменность, высокомерие.

Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.

Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.

А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности бытия, предвестием гибели этого мира.

Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.

Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в обоих стихотворениях.

Выводы:

В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия "страшного мира" сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути" вочеловечивания". Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря "нет" тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества "страшного мира" над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: "Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день".

Д\З. Прочитать статью в учебнике "Страшный мир" на с. 219–221. Ответить на вопрос(письменно): Каким предстаёт "страшный мир" в лирике А. Блока?

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога