15.11 Русский
язык 6-а,б
Тема: Этимология слов
Здравствуйте, ребята, запишите число, классная работа, тему
урока. Читайте конспект и выполняйте задания
-Играя в различные игры
, ребята иногда произносят: « Чур не я» Откуда это выражение? В древнерусском
языке еще до принятия христианства было слово Чур, которое обозначало языческого бога домашнего очага. Наши
предки считали, что Чур защитит их,
стоит только призвать его на помощь. Следовательно, в обращении « Чур меня»
содержится обращение к языческим богам. Этот корень сохранился и в современном
слове чересчур. Первоначально оно обозначало: « это сверх того, что разрешено».
Есть еще глагол чураться - «
сторониться». Следовательно, досталось это слово потомкам от древних предков.
Рассказывая о слове чур, мы
употребили слова потомок и предок. Слово потомок образовалось от наречия потом
и суффикса – ок ( то есть тот, кто остается жить потом), а предок – тот,
кто жил до нас, наш предшественник. Это слово образовано от приставки пред- и
суффикса лица – ок. Слова целый и целовать когда – то были однокоренными.
Понятие « целый» характеризовало человека и обозначало состояние его здоровья,
позднее оно стало употребляться для обозначения полноты. Целоваться первоначально означало « здороваться, желать здравствовать».
-Как вы думаете, как мы
можем определить «историю » этих слов?
Можно ли догадаться об этом? Какой
словарь нам поможет в этом?
Знакомство
с текстом учебника (стр 100-101)(устно)
-Что такое этимология?
-Каково происхождение слова этимология?
-Как строится словарная статья этимологического
словаря?
-
Пользуясь материалами учебника и текстом упражнения №177 на стр.100-101 , заполните таблички:
Слово
|
Лексическое
значение |
Этимологическая
справка |
Колесо |
|
|
Лопата |
|
|
Лопух |
|
|
Ожерелье |
|
|
-
Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.
-
Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего
значения?
-
К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?
1.
Домашнее задание
1. Параграф 34,
выучить теоретический материал на стр. 100.
2. Выполнить
упражнение №179 на стр. 102. (сообщение письменное)
Комментарии
Отправить комментарий