15.11                                               Русский  язык                       11-б

Тема: Тире  между подлежащим и сказуемым

Здравствуйте, ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читайте конспект и выполняйте задания

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

1.     Летний вечер тих и ясен.

2.     Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж...лтый лист.

3.     Мес...ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.

4.     Мы медле(н, нн)о стали пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.

5.     По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

1.     Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).

2.     Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

 Новый материал.

Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами .

Условие постановки тире

Пример

Тире ставится

1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.

Великая радость – работа.

2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое

Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.

3. Инфинитив – инфинитив

Жизнь пройти – не поле перейти.

4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п.

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п.

Семью восемь – пятьдесят шесть.

6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п.

Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

7. Внесение ясности в смысл предложения.

Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.

Тире не ставится

1. В простых предложениях разговорного стиля.

Моя мать учительница.

2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.

Каждый кленовый лист как дождевая тучка!

3. Подлежащее + Не + сказуемое.

Душа Печорина не каменистая почва.

4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое

После школы печать, несомненно, первый учитель языка.

5. Сказуемое + подлежащее.

Какое большое удовольствие бродить в лесу!

6. Личное местоимение + сказуемое.

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

7. Подлежащее + имя прилагательное.

Я златострунный и пригожий.

 

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

1.     Учить – … (ум точить).

2.     Жить – … (Родине служить).

3.     Без дела жить – … (небо коптить).

4.     Лишнее говорить – … (только делу вредить).

5.     Чай пить – … (не дрова рубить).

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения , объяснить постановку или отсутствие тире.

1.     Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)

2.     Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)

3.     Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)

4.     Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

Домашнее задание.

Стр. 254, упр.373



 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога