15.11
Русский язык 11-б
Тема: Тире между подлежащим и
сказуемым
Здравствуйте,
ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читайте конспект и
выполняйте задания
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните
грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их
выражения.
1. Летний вечер тих и ясен.
2. Золотой метелью мчи(т,
ть)ся ж...лтый лист.
3. Мес...ность равни(н,
нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
4. Мы медле(н, нн)о стали
пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.
5. По Северному морскому
пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип
сказуемого и способ его выражения.
1. Простота есть
необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
2. Хороший вкус – это
прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
Новый материал.
Заполнение таблицы «Тире между подлежащим
и сказуемым» примерами .
Условие постановки
тире |
Пример |
Тире ставится |
|
1. Сущ. И.п. – Сущ.
И.п. |
Великая радость –
работа. |
2. Подлежащее – это,
это есть, вот, значит + сказуемое |
Судьба изобретателя –
это судьба его изобретений. |
3. Инфинитив –
инфинитив |
Жизнь пройти – не поле
перейти. |
4. Сущ. И.п. –
инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. |
Находить приметы или
самим создавать их – очень увлекательное занятие. |
5. Количественное
числительное И.п. – количественное числительное И.п. |
Семью восемь –
пятьдесят шесть. |
6. Количественное
числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. |
Мощность двигателя
мотоблока – пять лошадиных сил. |
7. Внесение ясности в
смысл предложения. |
Отец – мой учитель. |
Тире не ставится |
|
1. В простых
предложениях разговорного стиля. |
Моя мать учительница. |
2. Подлежащее + как,
словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое. |
Каждый кленовый лист
как дождевая тучка! |
3. Подлежащее + Не +
сказуемое. |
Душа Печорина не
каменистая почва. |
4. Подлежащее +
вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член
предложения + сказуемое |
После школы печать,
несомненно, первый учитель языка. |
5. Сказуемое +
подлежащее. |
Какое большое
удовольствие бродить в лесу! |
6. Личное местоимение
+ сказуемое. |
Он поэт, поэт
народный, он поэт родной земли! |
7. Подлежащее + имя
прилагательное. |
Я златострунный и
пригожий. |
1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить
постановку или отсутствие тире.
1. Учить – … (ум точить).
2. Жить – … (Родине
служить).
3. Без дела жить – … (небо
коптить).
4. Лишнее говорить – …
(только делу вредить).
5. Чай пить – … (не дрова
рубить).
2) Объяснительный диктант.
Задание: записать предложения , объяснить постановку или отсутствие тире.
1. Единственное благо – это
знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
2. Сознавать, что вы
невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век,
британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
3. Неясность слова есть
неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
4. Благодарность не есть
право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать
благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX
вв., российский историк, академик.)
Домашнее задание.
Комментарии
Отправить комментарий