8.02
Литература 6-а
Тема: Картины подневольного труда в стихотворении
Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему. читайте
мой конспект, делайте краткие записи и
устно отвечайте на вопросы:
На сколько частей
можно разделить стихотворение? ( На 4-е части)
- О чём говорится в первой части? (о неторопливом рассказе поэта
о картинах осенней природы, мелькающей за окнами вагона)
- А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего
пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед
неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий
сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели)
- Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу
думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. О чем
говорится во 2 части? (Во 2-ой части показаны страдания
мужиков-строителей)
- Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности,
настроению?
( Они как бы противопоставляются друг другу. В 1-ой части мы
восхищаемся осенним пейзажем, а во 2-ой – ужасаемся картинами подневольного
труда)
- Найдите строки, которые нас ужасают. ( «Труд
этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному!» «Он - то согнал
сюда массы народные…» «Мы надрывались под зноем, под холодом…» «Это все
братья твои – мужики!»)
- Как Некрасов называет голод? (Царем)
- Какой художественный прием использует здесь Николай Алексеевич? (Метафору)
- Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.
(… Водит он
армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей…)
- Какой
художественный прием встретился нам здесь? ( Олицетворение)
- Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного
труда? ( Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили)
- Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без
сострадания читать его описание. Какие эпитеты использует поэт для описания
белоруса? ( Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки,
больной…)
-Что мы видим в третьей части стихотворения? ( Спор поэта и генерала)
- Каковы взгляды генерала на народ? ( Он их называет варварами, диким
скоплением пьяниц)
- Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей,
святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике.
Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ.
А каков взгляд генерала на воспитание детей? ( Дети должны видеть
только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу)
- А вы согласны с этим? ( Ребенка нужно готовить к жизни, поэтому он
должен знать об обеих ее сторонах)
- О чём четвертая часть стихотворения? ( о картине завершения
строительства. Гулянье, веселье народное)
...Труды роковые кончены...
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках...
– О чем
свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они
повлекли за собой болезнь и смерть.)
– А какие строки,
на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?
...С Богом, теперь
по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли
я говорю!
Бочку рабочим вина
выставляю
И – недоимки дарю.
– Что такое
недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
...Все заносили
десятники в книжку –
Брал ли на баню,
лежал ли больной...
– Человек был
болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это
нормально? (Высказывания учащихся.)
– Картину ли
радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.) (Мрачную
картину, вызванную долготерпимостью крестьян, осуждением грабителей)
– Прав ли К. И.
Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом
народном труде».
- Определите
размер (3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на
3 слог)
Итог
– Мы выяснили, что
болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен
пассивностью, долготерпение народа
Однако Некрасов
призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный,
изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он
необходим.
- Какова тема
стихотворения? (Тема: родины и судьбы народа- труженика).
- Какова основная
мысль стихотворения? ( Истинный строитель дороги
народ- труженик)
Домашнее
задание.
Быть
готовыми отвечать на вопросы,
поставленные в конспекте
Подготовить сообщение о Н.С. Лескове
Комментарии
Отправить комментарий