19.02                                                 Литература                                10-б

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание».

 

Здравствуйте, ребята, читайте материал, делайте краткий конспект в рабочей тетради, выбирайте тему, сочинение пишите в тетради для контрольных работ

 

 

             Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение – это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение к «вечно живому роману» Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также научиться самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости.

                                                                                  

1. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать? Лужин.

2. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов.

3. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

4. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт? Свидригайлов.

5. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

6. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.

7. Почему Раскольников решил признаться в содеянном?

8. В чем суть теории Раскольникова?

9. Как мы должны относиться к убийству?

10. Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?

11. Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?

- Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Достоевского, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет нам понять это. Подумайте, ребята, какие темы сочинений мы можем предложить друг другу на основе наших с вами знаний о романе?

 

1.     Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.     Теория идеи Раскольникова и её крах.

 

Сбор материала к сочинению

Эпиграфы. - Присутствие эпиграфа очень украшает работу и свидетельствует о глубоком понимании темы ее автором. Поэтому очень важно уметь удачно подбирать подходящие эпиграфы и правильно оформлять их. Я предлагаю вам ряд эпиграфов, среди которых вы должны выбрать наиболее удачные, те, которые соотносимы с темой сочинения и вашими собственными мыслями.

·        В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням. (А. А. Бестужев-Марлинский).

·        Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

·        Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)

·        Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать. (Ф. М. Достоевский)

·        Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)

·        Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)

·        Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)

·        Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)

·        Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)

·        Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков)

·        Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)

·        Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)

 

Составление плана.

1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей

II. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»

1. Петербург Достоевского

а) описание домов, комнат-«гробов»;

б) будничные кошмары на улицах города;

в) петербургские распивочные.

2. «Униженные» и «оскорбленные» в романе

а) Соня Мармеладова и ее семья

б) сестра и мать Раскольникова

3. Мир насилия и грабителей в романе

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

2. Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

 

  1. Домашнее задание:  написать сочинение на одну из рассмотренных тем

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога