19.02
Литература
10-б
Р.р. Подготовка
к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Здравствуйте, ребята, читайте материал, делайте краткий конспект в
рабочей тетради, выбирайте тему, сочинение пишите в тетради для контрольных
работ
Умение убедительно, ярко,
красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу,
рабочему и колхознику. Сочинение – это возможность красиво и эмоционально
высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока –
выявить ваше отношение к «вечно живому роману» Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание», а также научиться самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая
на бумаге примеры ученической мудрости.
1.
Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней
властвовать и попрекать? Лужин.
2.
Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов.
3.
Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?
4.
Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги
на их счёт? Свидригайлов.
5.
Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?
6.
Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.
7.
Почему Раскольников решил признаться в содеянном?
8.
В чем суть теории Раскольникова?
9.
Как мы должны относиться к убийству?
10.
Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?
11. Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из
жизни укрепили его намерения убить?
-
Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Достоевского, о чём
бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и
представленная вами, поможет нам понять это. Подумайте, ребята, какие темы
сочинений мы можем предложить друг другу на основе наших с вами знаний о
романе?
1.
Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание».
2.
Теория идеи Раскольникова и её крах.
Сбор материала к сочинению
Эпиграфы. - Присутствие
эпиграфа очень украшает работу и свидетельствует о глубоком понимании темы ее
автором. Поэтому очень важно уметь удачно подбирать подходящие эпиграфы и
правильно оформлять их. Я предлагаю вам ряд эпиграфов, среди которых вы должны
выбрать наиболее удачные, те, которые соотносимы с темой сочинения и вашими
собственными мыслями.
·
В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление
сходят по ступеням. (А. А. Бестужев-Марлинский).
·
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих
тварей миллионы
·
Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)
·
Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало
втягивать. (Ф. М. Достоевский)
·
Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф.
М. Достоевский)
·
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому
они не нужны. (Ф. Вольтер)
·
Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из
житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)
·
Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р.
Эмерсон)
·
Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в
себе уже убил все человеческое. (Сае)
·
Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В.
Набоков)
·
Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее
раскаяние. (Э. Севрус)
·
Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)
Составление плана.
1.
Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
I.
Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей
II.
Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»
1.
Петербург Достоевского
а)
описание домов, комнат-«гробов»;
б)
будничные кошмары на улицах города;
в)
петербургские распивочные.
2.
«Униженные» и «оскорбленные» в романе
а)
Соня Мармеладова и ее семья
б)
сестра и мать Раскольникова
3.
Мир насилия и грабителей в романе
а)
старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного
мира;
б)
мир Лужина и Свидригайлова.
4.
Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III.
Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание».
2.
Теория идеи Раскольникова и её крах
I.
Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II.
Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1.
Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских
опровержений:
а)
«недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б)
поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в
опровержении теории «двух разрядов» людей.
2.
Наказание Раскольникова за преступление
а)
мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б)
смерть матери;
в)
всенародное осмеяние и осуждение;
г)
каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.
3.
Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не
только сочувствие, но даже сострадание?
а)
Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в)
душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г)
возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой
натуры.
III.
«Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
- Домашнее
задание: написать сочинение на одну из
рассмотренных тем
Комментарии
Отправить комментарий