16
.02
Внеурочная деятельность
10-б
Здравствуйте, ребята, предлагаю вашему вниманию материал для
ваших проектов по журналистике. Данный конспект проверю в четверг(приносите
тетради на проверку)
Тема:
Жанры журналистики
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои
законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи,
например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды
раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты
теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их
в группы по жанрам.
I.
Классификация жанров
Информационные:
Хроника
Информация (короткая, расширенная заметка)
Зарисовка
Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)
Отчет (общий, тематический, с комментариями)
Путевые заметки
Обозрение
Репортаж (событийный, тематический, постановочный)
Аналитические:
Корреспонденция
Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая,
критическая)
Обзор
Рецензия (литературная, кино, театральная)
Художественно-публицистические:
Очерк (сюжетный, описательный)
Фельетон
Памфлет
Журналисты-практики активно используют в своей
работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и
заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее.
При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может
назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко
узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не
именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что
можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои
произведения нейтральным словом “материал”.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в
теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам
свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты
(особенно в так называемых “бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать
точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы
целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны
знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем
их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как
художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и
журналист, прежде чем отправиться в “свободный полет”, должен научиться писать
в любом жанре.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом
литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк.
Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические
и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде
всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они
занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.
Главная цель информационного материала, будь он
газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях
и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт – новость). Факт для
журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без
фактов журналистика немыслима.
Различные способы освещения фактов и приводят к созданию
разных жанров.
Посмотрим, как подается факт в конкретных
ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .
Хроника
-
факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не
имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
Информация
-
короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности.
Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется
в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное
изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика
героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк,
заголовок. Допустим подзаголовок.
Интервью
-
изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное
творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к
интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется
беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему
разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по
факсу и т.д.).
Отчет
-
по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер
материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов
в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса,
отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки
зрения.
Зарисовка
-
обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о
своих впечатлениях.
Обозрение
-
важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период
(сводки, итоги).
Репортаж
-
наглядное представление о том или ином событии через непосредственное
восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе
элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное
отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.).
Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный,
тематический, постановочный.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются,
обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее
всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся:
корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу
фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих
выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий
адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции
события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит
наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах,
анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ
ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на
второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события,
авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.
В очерке
факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его
восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к
малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом
материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в
действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема)
и описательным (событийный, путевой).
Фельетон
-
это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с
особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость,
образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет
–
злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное
гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
Очерк, фельетон и памфлет не рекомендуются для
практики учащихся “Мастер-классов”, т.к. это сложные жанры, требующие не только
журналистского мастерства, но и жизненного опыта.
Комментарии
Отправить комментарий