27.01
Литература
5-а,б
Тема:
«Обучение анализу лирического произведения
(на примере
стихотворения А.А. Фета «Чудная картина…»)
На уроках литературы мы знакомимся с
разными художественными
произведениями: сказками, рассказами,
стихотворениями, балладами, пьесами и др.
- Вспомните, к каким родам литературы
можно отнести эти произведения? (Эпос, лирика, драма)
- Назовите отличительные особенности каждого
рода литературы9у вас есть конспект в тетради).
С драматическими произведениями мы пока
мало знакомы, поэтому сегодня остановимся на первых двух родах литературы.
-Благодаря проделанной работе мы
вспомнили некоторые отличительные особенности лирических произведений. Этот род
литературы на этом уроке нас будет интересовать особо, поскольку сегодня нам
предстоит выполнить анализ лирического произведения.
- Назовите жанры лирики.
Анализ стихотворения
А.А. Фета «Чудная картина»
- Перечитайте стихотворение самостоятельно.
- Понравилось ли вам оно? Выразите своё настроение, возникшее при
чтении, прокомментируйте письменно.
Белый цвет – равнодушие, отсутствие эмоций; красный – радость, восторг;
голубой – покой, умиротворение; черный – тревога.)
– Сколько предложений в тексте? ( 2
сложных предложения.)
Стихотворение небольшое, состоит всего из двух катренов, но очень
необычное. В чем его необычность, нам предстоит узнать.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (Большинство учащихся считают, что
оно о природе.)
- К какой тематической группе относятся стихи о природе? (Пейзажная
лирика)
- Обратим внимание на первую строчку. («Чудная картина…»)
- Как вы понимаете слово «картина»? (Видимый пейзаж)
- Какой показана эта картина? Как относится к ней автор? (Её характеризуют
эпитеты «чудная»,
«родна»)
- Есть ли в этом произведении лирический герой? (Местоимение «мне» в первом
катрене указывает на то, что есть некто, кто показывает нам
понравившийся, дорогой сердцу пейзаж.)
- Какие предметы встречаем мы на картине? (Белая равнина, полная луна)
- Как вы думаете, слово «белая» является обычным определением или
эпитетом? (Слово «белая» является
эпитетом, так как помогает создать образ заснеженного, большого, бесконечного
пространства.) Далее автор перемещает наш взгляд наверх, показывая полную
луну. Как вы
думаете, для чего?
(Получается целостная картина)
- Взгляд на небе удерживается и при чтении первой строчки второго катрена.
- Какие средства выразительности здесь встречаются? ( «Свет небес» -
метафора. Возникает ощущение, что это не простой свет, а божественный,
который отражается в блестящем снеге.)
- В третьей строчке показаны сани. Как, на ваш взгляд, выглядят сани на
фоне
бескрайнего белого пространства? (Похожи на точку)
С какой целью автор показывает бег саней? (Бег саней –
странствие, путь человека)
- Вернёмся к вопросу о теме стихотворения. Согласны ли вы, что в
этом
стихотворении говорится только о природе? (Бег одиноких саней
можно рассматривать как путь одинокого человека по жизни.)
Запись в тетради:
это стихотворение
вызывает размышления о жизни, а такие произведения относятся к философской
лирике
Домашнее задание.
Сделать к стихотворению иллюстрацию(можно в тетради).
Комментарии
Отправить комментарий