22.01                                      Русский язык                          6-а

Тема: Развитие речи. Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества»

Здравствуйте, ребята, читайте мой конспект, что необходимо записывайте сочинения пишите на двойных листах, подписываете  как всегда, разворачиваете лист, записываете число, тему и план сочинения. 

Сочинения приносим во вторник!!!!!

                                                                 Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей ,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
(В.Фофанов)

Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями народного промысла.

Мы попробуем узнать , как изготовлялись произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях. Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома, Городец, Гжель, Палех, дымковская глиняная игрушка и другие.  Мы будем сегодня говорить о дымковской игрушке. Но сначала давайте вспомним  :

- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное ремесло и другие).

-А что умеете вы делать?

2. Запись числа, темы урока. Обращение к эпиграфу.

Что, по вашему мнению, обозначает слово “промысел”?

Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство (изготовление предметов традиционной народной культуры). Обращаемся к эпиграфу урока.

 О чём же идёт речь? А речь идёт об удивительном искусстве, неповторимом и ярком,  берущем своё начало из седой старины.

Посмотрите ,у меня в руках игрушка. Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту её рождения – она из Слободы Дымково. Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушку дымковской? 
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке.

Откуда берёт дымковская игрушка своё начало нам расскажут историки.

Ды́мковская игру́шка — это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Как же изготовляли игрушки?

Сначала копали и месили красную глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности (Смотреть приложение №1 к уроку)

Основными мотивами дымковской игрушки были кони, индюки , бараны, петухи, олени ,а также групповые композиции.

С 19 века фигурки дымковской игрушки изменились , появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали»  простые геометрические формы :круги, клетки, волны.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней

Для росписи игрушек использовали т цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный , но обязательно на  белом фоне. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.

Обобщение материала. Вопросы

·        Где находится Дымково?

·        Чем оно знаменито?

·        Из какого материала изготовляли игрушку?

·         Что характерно для дымковской игрушки?

·        Какие цвета преобладали в дымковской игрушке

·        Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)

4. Лексическая  и словарная работа.  

Дайте  толкование словам искусный, талант, орнамент.

  Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

 Талант – особая природная одарённость.

Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)

Словарная  работа.

Перед вами слова, которые вам понадобятся для написания сочинения , давайте прочитаем их и вставим пропущенные буквы, объясним орфограммы.

пр…родный орнамент

иску…ный мастер,

с затейл…вым  узором

праз…ничный  наря…, процес…

деревя…ые изделия

ярк…  ж…вопись

красо…ая роспись

маленьк… ч…до

глиня…ая игрушка

т…лант  р…скошный

искус..тво      пр..обладает

5. Работа над планом сочинения – описания

1. Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства.

2.  Зарождение традиции изготовления игрушки.

3. Изготовление игрушки:

·        Подготовка  глины

·        Лепка игрушки 

·        Сушка и обжиг в печи

·        Беление меловым грунтом

·        Роспись игрушки .

4. Какое настроение передает игрушка?

6.Работа над сочинением-описанием:

·        Какие типы текстов вы знаете? ( повествование, описание, рассуждение)

·        Какой тип  вы будете использовать при написании работы ?

·        Назовите отличительные признаки описания. (применение прилагательных)

.Домашнее задание : описать процесс изготовления дымковской игрушки.

Приложение № 1.Процесс изготовления игрушки с фотографиями.

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

 

1.Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.

3. Сушка изделия

 

4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).

 

5. Беление меловым грунтом.

 

6. Роспись темперными красками.

 

Палитра мастерицы

 7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали). 

 

 Готовая дымковская игрушка

 

 

Подготовка игрушки к художественному совету

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога