22.01 Русский
язык 6-а
Тема: Развитие речи. Сочинение-описание
«Произведения народного декоративного творчества»
Здравствуйте, ребята, читайте мой конспект, что необходимо
записывайте сочинения пишите на двойных листах, подписываете как всегда, разворачиваете лист, записываете
число, тему и план сочинения.
Сочинения приносим во
вторник!!!!!
Чем знаменито
Дымково? -
Игрушкою своей ,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
(В.Фофанов)
Сегодня у нас необычный день, нас ждет встреча с произведениями
народного промысла.
Мы попробуем узнать , как изготовлялись
произведения народных умельцев России и написать об этом в своих сочинениях.
Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное
искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и
цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и
одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные
украшения. На Руси издавна существовали географические центры народных
промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные мастера
создали изумительные по красоте и оригинальности предметы – это: Хохлома,
Городец, Гжель, Палех, дымковская глиняная игрушка и другие. Мы будем сегодня говорить о дымковской
игрушке. Но сначала давайте вспомним :
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам
известны? (Роспись по дереву, резьба по дереву, бисероплетение, гончарное
ремесло и другие).
-А что умеете вы
делать?
2. Запись числа, темы
урока. Обращение к эпиграфу.
Что, по вашему мнению,
обозначает слово “промысел”?
Промысел – ремесло; мелкое ремесленное производство
(изготовление предметов традиционной народной культуры). Обращаемся к эпиграфу
урока.
О чём же идёт речь? А речь идёт об
удивительном искусстве, неповторимом и ярком, берущем своё начало из седой
старины.
Посмотрите ,у меня в руках
игрушка. Ласково и нежно
называют эту игрушку – Дымка. По месту её рождения – она из Слободы Дымково.
Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушку дымковской?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке.
Откуда берёт дымковская
игрушка своё начало нам расскажут историки.
Ды́мковская
игру́шка — это один из самых старинных
промыслов Руси, более четырёхсот лет. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на
низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.
Именно там развилась и сложилась
потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии,
передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц
дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности
изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе,
в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
Как же
изготовляли игрушки?
Сначала копали и
месили красную глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с
осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски»,
которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом,
разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали
большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий товар в
город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была
продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших
во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя
своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был
поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный
веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до
велика свистели в глиняные свистульки.
Дымковская игрушка — изделие ручной
работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от
лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и
не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и
долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки
заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности (Смотреть приложение №1 к уроку)
Основными мотивами дымковской игрушки были кони,
индюки , бараны, петухи, олени ,а также групповые композиции.
С 19 века фигурки дымковской игрушки изменились , появляются женщины в
нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами,
на скамеечках, в лодочках и т.д.
Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки,
кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника –
оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону
мастерицы щедро «разбрасывали» простые
геометрические формы :круги, клетки, волны.
Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного
достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней
Для росписи игрушек использовали т цвета:
желтый, синий, красный, зеленый, черный , но обязательно на белом фоне. В целом в каждой игрушке может
быть использовано до 10 цветов.
В современной игрушке присутствуют: оранжевый,
коричневый, розовый голубой.
Обобщение материала. Вопросы
·
Где находится Дымково?
·
Чем оно знаменито?
·
Из какого материала изготовляли игрушку?
·
Что
характерно для дымковской игрушки?
·
Какие цвета преобладали в дымковской игрушке
·
Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)
4. Лексическая и
словарная работа.
Дайте
толкование словам искусный, талант, орнамент.
Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим
умением и тонкостью, мастерски.
Талант – особая природная одарённость.
Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его
элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и
оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее)
Словарная работа.
Перед вами слова, которые вам понадобятся для
написания сочинения , давайте прочитаем их и вставим пропущенные буквы,
объясним орфограммы.
пр…родный орнамент
иску…ный мастер,
с затейл…вым узором
праз…ничный наря…,
процес…
деревя…ые изделия
ярк… ж…вопись
красо…ая роспись
маленьк… ч…до
глиня…ая игрушка
т…лант р…скошный
искус..тво
пр..обладает
5. Работа над планом
сочинения – описания
1. Дымковский промысел – уникальное явление русского
народного искусства.
2. Зарождение
традиции изготовления игрушки.
3. Изготовление игрушки:
·
Подготовка глины
·
Лепка игрушки
·
Сушка и обжиг в печи
·
Беление меловым грунтом
·
Роспись игрушки .
4. Какое настроение
передает игрушка?
6.Работа над
сочинением-описанием:
·
Какие типы текстов вы
знаете? ( повествование, описание, рассуждение)
·
Какой тип вы будете использовать при написании работы ?
·
Назовите отличительные
признаки описания. (применение прилагательных)
.Домашнее задание : описать процесс изготовления дымковской игрушки.
Приложение № 1.Процесс изготовления игрушки с
фотографиями.
Изготовление дымковской
игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:
1.Подготовка красной глины к работе.
2. Лепка игрушки из отдельных частей.
3. Сушка изделия
4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре
900 градусов).
5. Беление меловым грунтом.
6. Роспись темперными красками.
Палитра мастерицы
7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).
Подготовка игрушки к художественному
совету
Комментарии
Отправить комментарий