13.01
Литература
10-б
Тема: «Целый мир от красоты…»
(философская лирика А. А. Фета)
Здравствуйте, ребята, запишите число , тему, эпиграф урока,
читаем и конспектируем
Эпиграф: Что
такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
А. А. Фет
Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович
Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за
существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно-
идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может
объяснить происхождение такого лирического настроения?»
Мы с вами знаем, что
всякая настоящая лирика философична.
(работа со словарём) Философия в широком смысле –
это наука о жизни, о человеке и мире.
При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием,
как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека.
Философия жизни А. Фета была земная
практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях.
Философия жизни заключается в каждом
поэтическом шедевре.
·
Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен,
общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных
делах – и охотно откликалась.
В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда
журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим
поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не
чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он
никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты .
Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей
гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У
Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о
злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось
молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев,
Достоевский.
Фет считал, что цель
поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в
реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и
закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна
преобразить жизнь и человека.
(запись проблемных
вопросов)
·
Итак, Фет не откликался в стихах на острые
вопросы современности. Достоинство это
или недостаток?
·
Далее, почему в поэзии А. Фета мы не найдём
прозы жизни, грязных её сторон?
Мы будем искать ответы на эти вопросы в лирике поэта. А
начнём мы с биографии поэта.
(Кто уже писал
биографию, можно не конспектировать)
Биография Афанасия
Афанасьевича Фета
Афанасий
Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года, в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в старинной усадьбе Афанасия
Неофитовича Шеншина. За год до его рождения А. Шеншин, путешествуя по Германии,
влюбился в Шарлотту-Елизавету Фёт. Она бросила мужа, отца, годовалую дочь, свою
страну и бежала с Шеншиным в Россию.
Афанасий
появился до брака, и поэтому Шеншин его усыновил. Под этой фамилией он прожил
14 лет в Орловском имении. По чьему-то доносу был вынесен вердикт, что нельзя
признать Афанасия сыном Шеншина, так как ребенок родился до брака. Теперь
ребенок лишался возможности наследовать имение Шеншина – лишался «рода» и
«корней». Родители отправили Афанасия в немецкий пансион Крюммера и не забирали
его даже домой на каникулы. Фет получил неплохое образование и через три года
смог поступить на словесное отделение философского факультета Московского университета.
В это время Фет начинает заниматься литературой. А с 1842 г. его стихи начинают
регулярно появляться на страницах двух ведущих журналов – «Москвитянин» и
«Отечественные записки». Фет знакомится Погодиным, Швыревым, Боткиным, братьями
Аксаковыми, Аполлоном Григорьевым.
В
1844 г. окончил университет и пережил новые удары судьбы: умерли мать и дядя.
Поэт остался без гроша. Литература денег не давала. Фет с детства привык
считать себя дворянином, поэтому решил пойти на военную службу, чтобы получить потомственное
дворянство. С 1853 г. активно занимается
поэзией и публикует свои стихи в журнале «Современник».
В
1857 г. женится на Марье Боткиной, сестре критика Василия Боткина и знаменитого
врача Сергея Петровича Боткина. В июле 1860 г. Фет приобрел имение Степановка в
200 десятин, бросился «из литературы в фермерство».
К
середине 1870-х годов, вступив в пору старости, Фет достиг материального и
духовного благополучия. В 1873 г., после прошения «на высочайшее имя», он
получил право на дворянство и возвращен в лоно семьи Шеншиных. Фет стал другом
царской семьи, особенно сблизился с Константином Константиновичем Романовым,
великим князем и незаурядным поэтом. Он стал богат: в 1877 г. приобрел новое
имение – усадьбу Воробьевку, потом купил дом в Москве. В конце жизни у Фета был
замечательный круг друзей: Лев Толстой, Николай Страхов, Яков Полонский,
Владимир Соловьев.
Итак, Фет ощущал в
течение жизни тяготы будней, но вовсе не хотел этой скорбью вдохновляться. Поэт
считал, что призвание искусства – преображение мира посредством Красоты. И
чтобы познать философию жизни поэта, мы должны услышать его стихи.
Чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с
приветом…»(1843)
- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?
(Солнце, лес, птицы – образы, созданные поэтом в
стихотворении. Поэзия Фета состоит из конкретных образов. Поэт, словно
живописец, видит зримые детали
земного бытия и связывает их так, что получается целостный образ мира.
- Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими
художественно-выразительными средствами?
Фет использует олицетворения.
Солнце олицетворено. Это самый зримый образ. Оно всё в движении, оно как бы
обнимает мир живой природы. И трепещут не только листья, просыпаясь, но и своим
живительным светом, трепещет по листам само солнце. Поэту удаётся сравнить два
несравнимых явления: солнце и листья. И
получается целостный образ мира.
-Обратимся ко 2
строфе. Давайте её прочитаем. Какую роль играют повторы во 2 строфе?
(Слова «лес проснулся» как будто бы не удовлетворяют поэта,
и он добавляет «весь проснулся». И далее
поэт продолжает: «лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».)
- Как вы понимаете строчку «и весенней полон жажды»? Что
такое жажда?
Это очень хочется пить. Весенняя жажда – жажда жизни,
желание радоваться ей и славить Творца.
- Каким видит поэт мир? (запись в тетрадь)
(Поэт помогает увидеть красоту мира, его весенний расцвет,
пробуждение души, её стремление к чему-то возвышенному – к светлой жизни, к
песне, к творчеству).
Итак, реальный мир передан в лирике Фета в конкретных
деталях. Вызывает ли похожее чувство другое стихотворение? Насколько конкретна
и ярка нарисованная здесь картина?
Давно замечено, что фетовское слово многомерно. Поэт ставит слово в необычные позиции, вовлекает нас в новые, неожиданные состояния духа.
Нередко Боткин, Страхов, Полонский, Толстой указывали на
«неясность» «оговорки» в стихах Фета.
Любопытная «оговорка» в стихотворении «Пчёлы».
Чтение
стихотворения «Пчёлы» (1854).
- Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении
могли бы указать Фету его друзья?
В 1 строфе «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая
вползает пчела».
В заключительной 3 строфе Фет преобразует сирень в черёмуху.
-Давайте порассуждаем, как вы считаете, серьёзную ли «промашку» допустил поэт?
Сирень, черёмуха – слова одного ряда, в нашем сознании
ассоциируются с весенним обновлением жизни. И не всё ли равно, в какой из этих
цветков вползала пчела?
- Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть
может, сознательно? Для него важно, сирень или черёмуха?
Фету важно передать безотчетное чувство меланхолии – особое
душевное состояние, нечто среднее между радостью и грустью.
- Найдите главную строчку в стихотворении, где героя
переполняют…
Лирический герой не обращает внимания на цветы и пчёл, он
занят другим: «И никак я понять не умею, на цветах ли, в ушах ли звенит».
Итак, оговорки
рассматриваются через призму философской лирики Фета.
Такие оговорки Фет всегда отстаивал. Победу одерживало
шестое чувство поэта, которым Фет способен был видеть «музыку» и там, где
«не-поэт» и не подозревал её присутствия.
-В чём же заключается другая особенность философской лирики
Фета?
Одна из целей философской лирики Фета – передача особого состояния
(запись в тетрадь)
- Продолжаем, ребята, вы не пробовали писать стихи? На
уроках литературы вы пишете сочинения. Что вас может вдохновить?
Что может вдохновить поэта? Об этом нам расскажет…
История создания одного стихотворения
А. А. Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И
когда он встречался с талантом, то был «на седьмом небе».
Т. А. Кузьминская рассказывала, как ей однажды пришлось петь
в присутствии многих известных людей, среди которых был и Фет. Она пела, но в
душе сильно переживала, что её Фет будет
критиковать. Когда она спела, Фет
похвалил прекрасное исполнение романса и попросил спеть ещё ♪раз. На другое утро Фет протянул
Кузьминской листок бумаги с написанными стихами. Это было стихотворение «Сияла
ночь. Луной был полон сад…».
Заполнение таблицы
Итак, мы рассмотрели несколько стихотворений Фета, говорили
об особенностях лирики Фета, обозначили их на доске, тезисно оформили в
тетради. Мне бы хотелось понять, насколько вы поняли тему урока. Из
предложенных вариантов выберите те ответы, которые соответствуют следующему
вопросу: в чём особенность философской лирики Фета? Какие ответы являются
лишними?
• В центре внимания
жизнь и страдания простого народа.
•
Детальное описание явлений природы.
•
Описание запахов, звуков, света, цвета в
стихах.
• Знаток немецкой
философии.
• Избегает поэтической
детализации.
•
Изображение природы живой и одушевленной.
•
Музыкальность произведений.
•
Приверженность «чистой красоте», а не
политике.
•
Природа может характеризовать чувства и
настроения человека. Слияние внутреннего и внешнего мира в стихах.
• Проблема бытия
Вселенной.
См. вопрос в начале урока.
Давайте вновь вернёмся
к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и
ответим на них.
Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев
писал: «Мне кажется, что миллионы людей
благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни
и любви».
Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на
культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает
человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше
человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет
жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Так писал А. Фет.
- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения,
которая стала эпиграфом нашего урока?
Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта
А. Фета
Д\з 1) выучить наизусть понравившееся
стихотворение А. Фета.
2) написать миниатюру «Но Боже,
как люблю я…»
(философская лирика Фета)
Комментарии
Отправить комментарий