8.12 Консультация по проекту
Ребята, предлагаю вашему вниманию материал, который
вы можете использовать в работе над проектом:
Роль СМИ в современном мире Мы живем в пору, когда ключевую роль в формировании и создании культурных
концепций играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто отображают
общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут. Общение является фундаментальной потребностью в человеческом обществе.
Еще задолго до того, как люди овладели простыми формами письменности, они уже
использовали слова для выражения своих мыслей, чувств и описания объектов. Но
культура, которая держится только на устной речи, не может оставить про себя,
ни одного упоминания. Межличностное общение в такой культуре требует личного
контакта собеседника, а передать информацию отдаленному адресату можно только
надеясь на (часто ненадежную) память других людей. Зарождение письменности,
красной письменности и появление первого печатного станка (в начале
XVI в.) необычайно расширились возможности человеческого общения во
времени и пространстве. В результате таких изменений возникла пресса, создавши массовые аудитории
- большие собрания людей, которые получали печатные сообщения, которые им
посылали не как индивидуумам, а как членам группы. Теперь примером СМИ
являются газеты, журналы, фоторепортажи, радио, телевидение и Интернет. Одной
из характерных черт СМИ является их односторонняя направленность, которая
дает им возможность фактически неограниченного влияния на свою аудиторию. Это
касается не только новостей и аналитических передач или статей, но и
развлечений тоже. В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для
большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления
общественным мнением. Сейчас СМИ способны повлиять практически на
все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику,
культуру, историю и т.д. Нередко средства массовой информации использовались
для дезинформации и манипуляции людьми, причем, зачастую, совсем не обязательно
искажать факты, достаточно лишь приподнести их в нужном свете. Известны
случаи, когда из-за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании,
предприятия, именно поэтому очень важно, чтобы данный инструмент находился в
руках добросовестных людей, стремящихся предоставлять точную и
беспристрастную информацию, на основании которой каждый смог бы сделать свои
собственные выводы [2; c. 109]. Сейчас огромную популярность набирает Интернет и для многих он уже стал
основным источником информации. Через него узнают поселдние новости в мире
политики, технологий, развлечений; общаются с друзьями, делают покупки. Когда
нам нужно купить электронику, мы читаем обзоры, чтобы выбрать лучшее и
сэкономить, мы ищем через интернет услуги, стараясь найти лучшее и недалеко
от дома. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта современной
цивилизации. Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в
информационном обществе становится все более актуальным. В современную эпоху
глобализации поражения и победы свершаются на невидимом фронте
информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии
с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ в
формировании общественного сознания значительно возрастает. СМИ являются
комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое
информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в
единое общественное мнение. Средства массовой информации стали настолько
влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство,
консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.
Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего
об окружающем мире. Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их
способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и
процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.
Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи
СМИ. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой
информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой
информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70-х начале
80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в
быт, практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и
журналы, серьёзно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется
появлением на телевидении новых технологий [2; c. 111]. Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей
людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом
необходимо различать понятия информационные потребности и тематические
интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и
обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной
деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его
профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы
зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных
социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность,
престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Некоторые сведения об
информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает
только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить
анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп
населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье. В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей
аудитории. Исходя из этого, среди тематики газет и журналов появились новые,
пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя направления («Желтая
пресса», «Скандалы», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и т.д.) А телевидение
массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины («Поле чудес»
- аналог американского «Колеса фортуны» и другие), а также различные ток-шоу
на злободневные темы («Большая стирка», «Окна» и т.д.). Что ж, уровень
культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ. |
Комментарии
Отправить комментарий