18.12 Русский
язык 10-Б
Тема урока: Правописание
н и нн в прилагательных
Ребята, читаем конспект
и выполняем задания:
Запись и анализ предложения.
На лесных дорогах еще
кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста*, а в низинах сверкала
талая вода.
- Составить схему,
обозначить грамматическую основу.
- Определить разряд
прилагательных.
- От какого
прилагательного можно образовать сравнительную и превосходную степени?
- Каким способом образовано
прилагательное ледяной? (суффиксальным, при помощи
суффикса –ян-)
- Приведите примеры
прилагательных с таким же суффиксом. (костяной, серебряный, овсяной)
1. Чтение стихотворения
Хоть мы умны не по
годам, Не все нам ясно и
понятно, А сколько Н писать
в -АН, -ЯН, Нас мучит всех
невероятно. Румяный Дед Мороз
взмахнет Серебряною рукавицей. Здесь Н одно
лишь подойдет, А два тут вовсе не
годится. Для прилагательных
давно Записано в ученых
книжках: Когда -АН, -ЯН, то Н одно, И больше никаких
излишков. |
Как ни верти, как ни
мудри, Но с этим суффиксом
при встрече Сперва внимательно
смотри, Какая встретилась
часть речи А где два Н?
Простой ответ: В окне с поверхностью
стеклянной, Где оловянный
шпингалет, И подоконник
деревянный. Туман одно имеет Н, Но если город стал
туманный, В основе Н и
суффикс Н И получается два Н. Запомни этот случай
странный. |
2. Чтение орфограммы
_____________
3. Составление опорной
схемы.
В суффиксах прилагательных пишется
-Н- -НН-
1. в суффиксах 1. в
суффиксах –онн-, -енн-
-ин-, –ан-, -ян- станционный,
лекарственный
Комариный,
кожаный, 2. в словах с основой на -н
Дровяной карманный,
осенний
Слова-исключения:
стеклянный, оловянный,
деревянный
Формирование основных
навыков и умений
Карточка
Авиаци...…ый,
единств……ый, промышл……ый, берест……ой, крыс……ый, обыкнов……ый, вод……ой, жизн……ый,
искусств……ый, станци……ый, коллекци……ый, муравь…..ый, письм……ый, серебр……ый,
стекл……ый, мужеств……ый.
2.От данных
словосочетаний образуй прилагательные, обозначь суффиксы.
Ложка из серебра - ___________________
Сироп из клюквы -
___________________
Шляпка из соломы -
___________________
Ручка из дерева -
___________________
Чашка из глины -
___________________
Статуэтка из олова -
___________________
Замок из песка -
___________________
Желе из лимона -
___________________
Портфель из кожи -
___________________
Дверь из стекла -
___________________
Скатерть из полотна -
___________________
3. Запишите пословицы,
объясните их значение.
1. Согласие крепче
камен…ых стен.
2. К дому друга дорога
никогда не бывает длин…ой.
3. Овся…ая каша сама
себя хвалит, а гречневую – люди.
4. И в мыши…ую нору
проникает луч солнца.
5. Всегда имей сердце
доброе, а дух мужестве…ый.
- В какой пословице нам
встретилось прилагательное в сравнительной степени?
3. Выписать
словосочетания прилагат. с –н- и –нн- +
существит., объяснить их правописание.
Кто из вас не слышал это
удивительное слово берёста? А знаете ли вы, что так называют наружный слой
березовой коры, не пропускающий влагу и воздух.
Берестяные туеса сохраняли грибы и
огурцы дольше, чем деревянные бочки, придавая продуктам
особый пряный вкус. Берёсту прозвали отечественным
папирусом за то, что еще в былинные времена она
служила материалом для письма. Не гусиными перьями, а костяными
писалами выдавливали на берёсте рельефные буквы.
Может показаться
невероятным, но во времена оккупационного* режима в 1942 году
в Белоруссии на берёсте печатали газету «Партизанская правда»..
Запомни!
В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько и в
полных
5. Выдели суффиксы
прилагательных.
Брезентовый, золотистый,
серебряный, куриный, собачий, лисий, маленький, желтоватый, пунцовый,
приветливый, узорчатый, бревенчатый, фасонистый, лебединый, масляный, истинный,
болезненный, яблоневый, увертливый.
Комментарии
Отправить комментарий