16.12
Литература 10-б
Тема: Тема
поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова
Здравствуйте, ребята, запишите число и тему, читайте
конспект, читайте учебник и выполняйте задания:
Ф. Достоевский в своей
прощальной речи, произнесенной на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его по
значению в истории русской поэзии вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Однако
эмоциональные выкрики («Он выше! Выше!»), раздавшиеся из многочисленной толпы
людей, собравшейся на похоронах поэта, заставили Достоевского, по свидетельству
современников, произнести знаковую фразу: «Не выше, но и не ниже Пушкина».
Прочитайте
статью учебника стр.245-246, устно ответьте на вопросы
Вопросы:
o
Какой тип поэта
олицетворяет Пушкин? (Поэт – Пророк)
o
Какой вопрос
напрашивается после слов Достоевского? Почему Некрасов – поэт «выше» Пушкина?
(Заметим, что это кричали молодые люди, представители «новых людей».)
o
Кто такие «новые
люди»? Какая это была эпоха? (Это была пореформенная эпоха 50-х-60-х годов,
время, когда Россия, стоя на пороге перемен, пыталась найти ответы на основные
вопросы «что делать?» и «кто виноват?»)
1.
Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова.
o
Прочитайте
стихотворения «Муза» и «Поэт и толпа» и
выпишите из них 3 – 4 поэтические формулы определения поэзии.
o
Определите
авторство, где Пушкин, где Некрасов?
o
Пушкинское
стихотворение написано в традиционной форме диалога. Поэт полемизирует с толпой
о роли поэта и назначении искусства. Как начинается стихотворение
Некрасова? (
Стихотворение начинается с ответной реплики «Нет,...».)
o
А с кем
полемизирует Некрасов? ( С Пушкиным.)
o
В чем смысл этой
полемики? (Декларация своих поэтических задач.)
2. Чтение и анализ стихотворения
Некрасова «Поэт и гражданин».
o
Какие аналогии
вызывает название стихотворения Некрасова? В какой форме оно построено? (
Стихотворение Некрасова построено в форме диалога и «отсылает» к стихотворению
Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».)
o
Какая лексика
характерна для стихотворения Некрасова? («Непоэтическая».)
o
Какую роль играет
сопоставление стихотворений? (Снова выясняется роль и назначение поэта в эпоху
50 – 60-х годов XIX века.)
o
Какова
некрасовская поэтическая декларация? (Будь гражданин! Перестань быть поэтом.
Долг. Стихотворение «Поэт и гражданин становится декларацией «нового
искусства».)
Решение
проблемного вопроса – расшифровка некрасовской поэтической формулы «Поэт –
гражданин».
o
Чем заканчивается
стихотворение Некрасова? (Монологом поэта.)
o
Какова интонация
этого монолога? (Исповедальная, это покаяние.)
o
Вернемся к
формулировке темы урока. Какой знак можно поставить между этими понятиями?
(«Поэт – гражданин».)
o
Как вы
расшифруете эту поэтическую формулу? ( Это не просто диалог, это трагическая
исповедь поэта. Т.о., это метафора – диалог с самим собой.)
Вызов эмоционального интереса к теме.
Читаем стихотворение «Зине» (1876 г.) из
«Последних песен» Некрасова. Это исповедальняя лирика Некрасова, здесь звучат
слова, которые могут быть эпиграфом ко всему творчеству Некрасова:
Мне борьба мешала быть
поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Д/з: сочинение-рассуждение «В чём
служение поэта и гражданина»?
Комментарии
Отправить комментарий