16.12                                       Литература                                   10-б

 

 

 

Тема:  Тема поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова

 

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему, читайте конспект, читайте учебник и выполняйте задания:

        

                  

                   Ф. Достоевский в своей прощальной речи, произнесенной на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его по значению в истории русской поэзии вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Однако эмоциональные выкрики («Он выше! Выше!»), раздавшиеся из многочисленной толпы людей, собравшейся на похоронах поэта, заставили Достоевского, по свидетельству современников, произнести знаковую фразу: «Не выше, но и не ниже Пушкина».

         Прочитайте статью учебника стр.245-246, устно ответьте на вопросы

Вопросы:

o   Какой тип поэта олицетворяет Пушкин? (Поэт – Пророк)

o   Какой вопрос напрашивается после слов Достоевского? Почему Некрасов – поэт «выше» Пушкина? (Заметим, что это кричали молодые люди, представители «новых людей».)

o   Кто такие «новые люди»? Какая это была эпоха? (Это была пореформенная эпоха 50-х-60-х годов, время, когда Россия, стоя на пороге перемен, пыталась найти ответы на основные вопросы «что делать?» и «кто виноват?»)

 

                   1. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова.

o   Прочитайте стихотворения «Муза» и «Поэт и толпа» и выпишите из них 3 – 4 поэтические формулы определения поэзии.

o   Определите авторство, где Пушкин, где Некрасов?

o   Пушкинское стихотворение написано в традиционной форме диалога. Поэт полемизирует с толпой о роли поэта и назначении искусства. Как начинается стихотворение Некрасова?                      ( Стихотворение начинается с ответной реплики «Нет,...».)

o   А с кем полемизирует Некрасов? ( С Пушкиным.)

o   В чем смысл этой полемики? (Декларация своих поэтических задач.)

2. Чтение и анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин».

o   Какие аналогии вызывает название стихотворения Некрасова? В какой форме оно построено? ( Стихотворение Некрасова построено в форме диалога и «отсылает» к стихотворению Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».)

o   Какая лексика характерна для стихотворения Некрасова? («Непоэтическая».)

o   Какую роль играет сопоставление стихотворений? (Снова выясняется роль и назначение поэта в эпоху 50 – 60-х годов XIX века.)

o   Какова некрасовская поэтическая декларация? (Будь гражданин! Перестань быть поэтом. Долг. Стихотворение «Поэт и гражданин становится декларацией «нового искусства».)

         Решение проблемного вопроса – расшифровка некрасовской поэтической формулы «Поэт – гражданин».

o   Чем заканчивается стихотворение Некрасова? (Монологом поэта.)

o   Какова интонация этого монолога? (Исповедальная, это покаяние.)

o   Вернемся к формулировке темы урока. Какой знак можно поставить между этими понятиями? («Поэт – гражданин».)

o   Как вы расшифруете эту поэтическую формулу? ( Это не просто диалог, это трагическая исповедь поэта. Т.о., это метафора – диалог с самим собой.)

Вызов эмоционального интереса к теме.

                    Читаем стихотворение «Зине» (1876 г.) из «Последних песен» Некрасова. Это исповедальняя лирика Некрасова, здесь звучат слова, которые могут быть эпиграфом ко всему творчеству Некрасова:

                   Мне борьба мешала быть поэтом,

                   Песни мне мешали быть бойцом.

 

Д/з: сочинение-рассуждение «В чём служение поэта и гражданина»?

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога