10.12
Русский язык 5-А
Тема:
Развитие речи. Описание предмета
- Ребята, записываем число и тему. читаем конспект
делаем необходимые короткие записи, на все вопросы отвечаем устно.
- Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и
посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7
лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с
механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не
выражена авторское отношение)
– Какой стиль речи?
- Представьте, что перед вами
игрушечный щенок:
- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем
её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни
нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.
-Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который
однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к
окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И
он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему,
что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить
надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с
простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков
-Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?
Читаем текст:
“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное
кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних
крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в
богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых
потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за
его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого
инвалида, на морозе.”
Составление
плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
-Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть
цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей
жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
план |
признаки |
Язык
(эпитеты, метафоры, сравнения) |
Где
находится |
В кладовке
или в углу кухни |
В тёмной,
захламлённой, или в уютном уголке кухни |
Форма |
Треугольный
или овальный |
Ровный.
Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как
колючки ежа |
Цвет |
Серый или
тёмно– коричневый. |
|
Материал |
Из
травянистых прутиков. Из берёзы. |
Из тонких,
гибких, пахнущих лесом и травой |
Возраст |
Свежий или
старый |
Когда-то молодой,
задорный, весёлый |
История |
Принесли с
базара |
Сначала
танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся |
Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о
венике, прочитайте полученный текст.
Мой вариант(читаем)
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца
расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая
талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах
травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал
на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт
всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника –
солнечного лучика, с кем так весело было работать.
Составьте небольшое описание нашей воображаемой собачки(кортко).
Задание на
дом: написать сочинение – описание любого
предмета, например, “Мой портфель”.(на двойных листах)
Комментарии
Отправить комментарий