9.11
Литература 10-Б
Тема урока: «Художественное мастерство И.А.Гончарова в
романе «Обломов».
Эпиграф
урока(записываем справа)
«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день
тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без
мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»
(И.А.Гончаров «Обломов»)
·
Какое название даёт автор этому явлению и как его
поясняет?
·
Как вы сами относитесь к этому явлению?( коротко
письменно)
1. Пейзаж и его функции в романе.
Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям
героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской
природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии
или Крыму не привлекают внимания Гончарова.
·
Зачитайте отрывки описания природы.
·
С помощью каких художественных средств удаётся автору
передать состояние природы?
·
Достигают ли образности эти картины?
·
Раскрывают ли описания природы состояние души героев,
характеры, образ жизни?
·
На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?
·
Итак, к какому выводу вы пришли? (коротко письменно)
2. Портрет как средство создания образа литературного
героя.
·
Дайте определение слову «портрет».
(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица,
одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и
держаться.
Развёрнутый, психологический портрет персонажа –
достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики
литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)
·
Подумайте, является ли портретное описание героя
элементом создания его образа?
Гончаров - первоклассный портретист. Портреты его
героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как
живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.
В романе даны портреты не только главных действующих
лиц, но и второстепенных.
Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого
быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара,
размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы.
Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и
рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец,
какое-то обаяние».
Так осуществляется в романе одно из требований
реализма – верность деталей.
·
Найдите в тексте портреты главных героев, проследите,
отражают ли они их характеры?
·
Какие детали в облике героев автор описал наиболее
подробно и почему?
Работа выполняется при помощи таблицы.
Найти в тексте романа
Обломов
Штольц
Возраст
Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.
За тридцать лет.
Портрет
Человек среднего роста, приятной наружности, с
тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица.
Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как
кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.
Костюм
Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли,
мягкие, широкие.
Интерьер
Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала.
Разбросанные вещи. Грязная тарелка.
Происхождение
Из богатого дворянского рода с патриархальными
традициями.
Из небогатой семьи.
Воспитание
Родители приучали к праздности и покою. Труд –
наказание. Культ еды и сна.
Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал
работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в
жизни.
Характеристика
Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит
собственный покой.
Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не
гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный»
характер.
Испытание любовью
Ему нужна любовь материнская.
Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.
Привлекательные черты
Мягкость, простота, великодушие, доброта.
Трудолюбие, высокая работоспособность,
предприимчивость.
Слабости
Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к
жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и
не приспособлен к жизни.
В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы
общественного служения.
Сила
Стремление к личной независимости.
Символы
Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.
Культ труда, практический ум.
·
Итак, к какому выводу вы пришли?
·
Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его
двойник?(Письменно, коротко)
3. Особенности речи героев.
В реалистическом произведении язык героя необходимо
носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе
Гончарова.
·
Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».
( Речевая характеристика – характеристика героя
литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и
обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность,
особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)
·
Исходя из этого определения, проследите за речью
Обломова и Штольца.
Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца
(человека нового времени).
Часть II. гл. 3. Чтение самостоятельно.
Вывод:
По мнению Штольца, с помощью устройства «школ»,
«пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки»
должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца
стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.
Обломов пытается «философствовать». Доброту и
искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной
испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого
произнесенного другом слова.
·
Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в
определении?
·
К какому общему выводу вы пришли?
V. Домашнее задание.
Подготовьте черновик сочинения по роману И.А.Гончарова
«Обломов» по следующим темам (на выбор):
1. Это «ядовитое» слово «обломовщина».
2. Есть ли сатира в романе «Обломов»?
3. В чём состоит трагедия жизни Обломова?
4. Обломов – общечеловеческий тип.
5. Обломов и Манилов.
6. Дружба Обломова и Штольца.
7. Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.
8. Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
9. … другие темы по выбору учащихся.
Комментарии
Отправить комментарий