6-а русский язык
3.11 Русский язык 6-А
Тема,
Фразеологизмы
Здравствуйте
ребята! Записываем число, классная работа, тему урока, читаем конспект и
выполняем задания
Попробуйте
догадаться, о ком идёт речь?
Я знаю их
как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У
них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они
не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их
скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон
и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют
держать язык за зубами.
Они иногда
играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я
люблю их всем сердцем.
-Вы
догадались, о ком идёт речь?
Все ли
сочетания слов вам были понятны?
Что же это
за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?
-Живут-поживают
слова, ими мы пользуемся по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то
момент они сливаются в неделимые сочетания и приобретают совершенно другой
смысл. Такие сочетания называются фразеологизмы (от слова «фраза»– кусок речи)
Например:
«Папа намылил сыну голову»
( Все
встречающиеся фразеологизмы записываем в тетрадях)
- Образовались фразеологизмы по-разному.
Многие из них связаны с историей нашей страны.
Не лыком
шит – Старая
Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из неё делали обувь – лапти.
Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что
человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том
случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.
Бить баклуши
– Баклуши
– небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена.
Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими
вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и
использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек,
мелкой кухонной утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне
или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е.
вполне приравнивалось к безделью.
На лбу
написано – всё ясно
по выражению лица.А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб
преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных
на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.
Толочь воду
в ступе – толочь воду
в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения.
Работа совершенно бессмысленная , вырабатывала послушание, смирение. На самом
же деле это бестолковое, ненужное занятие.
- В русском языке много
фразеологических оборотов связанных с образами животных.
-Вспомните фразеологические обороты с
образами животных и допишите конец так, чтобы получился фразеологический оборот.
Объяснить смысл фразеологизма (устно)
Названия
животных: волк, заяц,
рак, бык, осёл, муха, комар, собака, кошка, медведь, уж, корова, сорока, рыба,
ёж, свинья и т.д.
Изворотлив
как………..
Нем как…… |
Колючий
как……… |
Хитёр
как……….. |
Красный
как………… |
Грязный
как……….. |
Трусливый
как……….. |
Плестись
как………… |
Неуклюж
как………… |
….кот в мешке
……..в огород
….зарыта
Мокрая….
……на новые ворота
….на сене
….не валялся
….не подъедешь
….скребут на душе
……языком слизала и т. д.
Комментарии
Отправить комментарий