30.11 Русский язык 10-Б
Тема: Русская фразеология. Лексические и лексико-
фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор
Здравствуйте, ребята, записываем число(прописью),
классная работа, переходим по ссылке, смотрим видеоурок, делая необходимые
записи
Далее
читаем внимательно конспект и выполняем задания
- Особого внимания требует употребление фразеологических
сочетаний. Используя фразеологизмы следует учитывать их семантику, образный
характер, лексико -грамматическую структуру, эмоционально-экспрессивную и
функционально-стилевую окраску, а также сочетаемость с другими словами в
составе предложения. Кроме того, в речи распространены немотивированное
изменение составе фразеологизма (брать в свои руки), или структурно-грамматические
изменения фразеологизма.
1
задание: Изучить порядок лексико-фразеологического разбора
Лексико-фразеологический разбор
1
.Дайте толкование выделенных слов.
1.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением
примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
2.
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте
толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
3.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
4.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова,
диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
5.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие,
официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте?
Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
6.
Выявите фразеологизмы, определите их значение и
стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
2
задание: Выписать из упражнения №70,стр.65 фразеологизмы, пояснить их
лексическое значение. Сделать лексико-фразеологический разбор 7 фразеологизмов
(см.порядок лексико-фразеологический разбора).
3
задание: Объясните значение фразеологизмов, включающих архаизмы.
При затруднении проверьте себя, обратившись к фразеологическому
словарю.
Бить баклуши; мерить на свой аршин; на сон грядущий; воздать
сторицей; быльём
поросло;
как зеницу ока; бить челом; типун тебе на язык.
Для справок: баклуши - деревянные заготовки для поделок, которые
откалывали (били) от чурбака; аршин - русская мера длины (71,12 см); грядущий -
будущий; сторица
-
буквально: увеличенное в сто раз; быльё - трава; зеница - зрачок; око - глаз;
чело - лоб; типун - язва.
Продолжаем работу с учебником:
-Читаем
теорию стр. 63-64, выполняем упр. 71
Д\З.
Упр. 729(задания внизу не выполгяйте)
Комментарии
Отправить комментарий