30.11                              Русский язык                     10-Б

 

Тема: Русская фразеология. Лексические и лексико- фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор

Здравствуйте, ребята, записываем число(прописью), классная работа, переходим по ссылке, смотрим видеоурок, делая необходимые записи

https://yandex.fr/video/preview?text=видеоурок%20русская%20фразеология%2010%20класс&path=wizard&parent-reqid=1606462980226285-455440256870668077300205-production-app-host-man-web-yp-362&wiz_type=v4thumbs&filmId=17759242492430848074

Далее читаем внимательно конспект и выполняем задания

- Особого внимания требует употребление фразеологических сочетаний. Используя фразеологизмы следует учитывать их семантику, образный характер, лексико -­грамматическую структуру, эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску, а также сочетаемость с другими словами в составе предложения. Кроме того, в речи распространены немотивированное изменение составе фразеологизма (брать в свои руки), или структурно-грамматические изменения фразеологизма.

 

1      задание: Изучить порядок лексико-фразеологического разбора

Лексико-фразеологический разбор

1     .Дайте толкование выделенных слов.

1.      Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

2.     Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

3.     Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

4.      Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

5.     Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

6.    Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

 

2    задание: Выписать из упражнения №70,стр.65 фразеологизмы, пояснить их лексическое значение. Сделать лексико-фразеологический разбор 7 фразеологизмов (см.порядок лексико-фразеологический разбора).

3      задание: Объясните значение фразеологизмов, включающих архаизмы.

При затруднении проверьте себя, обратившись к фразеологическому словарю.

Бить баклуши; мерить на свой аршин; на сон грядущий; воздать сторицей; быльём

поросло; как зеницу ока; бить челом; типун тебе на язык.

Для справок: баклуши - деревянные заготовки для поделок, которые откалывали (били) от чурбака; аршин - русская мера длины (71,12 см); грядущий - будущий; сторица

- буквально: увеличенное в сто раз; быльё - трава; зеница - зрачок; око - глаз; чело - лоб; типун - язва.

Продолжаем работу с учебником:

 

-Читаем теорию стр. 63-64, выполняем упр. 71

 

Д\З. Упр. 729(задания внизу не выполгяйте)

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога