27. 11                    Литература                            6-А

 

Тема: А. С. Пушкин « Зимнее утро», «Зимняя дорога». Двустопный стихотворный размер

 

Ребята, записываем число, классная работа, тему урока, переходим по ссылке, смотрим видеоурок, делая необходимые записи

 

https://yandex.fr/video/preview?text=видеоурок%20зимнее%20утро%20зимняя%20дорога%206%20класс&path=wizard&parent-reqid=1606380463742082-382589585220500623700163-production-app-host-vla-web-yp-27&wiz_type=v4thumbs&filmId=7407592583578344665

Открываем учебники, читаем стихотворения, устно отвечаем на вопросы, затем работаем с моим конспектом, читаем, делаем краткие записи

- Чем отличаются прозаические и стихотворные произведения?

-  Стихотворная речь отличается от прозаической своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный признак).

I.                   Работа со стихами.

Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина.  Спишите, расставьте в них ударения:

                   Любви, надежды, тихой славы

                   Недолго нежил нас обман.

Проверим:

                   ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы

                   НедОлго нЕжил нАс обмАн.

- Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно чередуются, это создает ритмическое звучание речи.

         Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае. Но иногда возможен и другой приём

Читаем:                         

МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;

                   НЕвидИмкОю лунА

                   ОсвещАет снЕг летЕчий;

                   МУтно нЕбо, нОчь мутнА.

                                                              «Бесы»

 

                   МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!

                   ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –

                   ПорА, красАвицА, проснИсь:

                   ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры…

                                                              «Зимнее утро»

Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?

- Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы, заменив ударный слог  знаком  , безударный слог — знаком . Тогда схема первой  строки из «Бесов» приобретает такой вид:

                                            

Мчатся тучи, вьются тучи…

                                            

Мчатся тучи, вьются тучи…

 

 

 


                                                

А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так :

                                                         

Мороз и солнце; день чудесный!

 

 

 


                                 

 

- В чём сходны и в чем различны эти строки?

-  Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов, но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот, после безударного стоит ударный.

 

- Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра». Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов. В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного      . а во втором – из безударного и ударного           . Такие повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые определяют ритмический рисунок строки в целом, называются стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять как  размер.

          Если первый слог ударный, стопа называется хореем ( ), а если второй, то стопа называется  ямбом (    ).

(Выделенное записать)

Но есть  и другие стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.

        

Развиваем кругозор:

Ямб – один из размеров русского стихосложения. Ямб – это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был после 1812 года. Длилась популярность примерно 10 лет Самый распространённый из всех размеров русского стиха – четырехстопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

Хорей  считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто сочинил стихи этим размером,  был  В.К. Тредиаковский.

Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали – М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о смерти.

В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм является В. Маяковский.

Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.

                Составляем кластер по теме:

 

Двусложные    размеры стиха

      Ямб

  Хорей

        Слоги:

безударный, ударный

       Слоги:

ударный, безударный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Домашнее задание: Стихотворение (по выбору) выучить наизусть, определить стихотворный размер стихотворения «Узник»

 

 

 

 

                                 

 

 

                              

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога