20.11
Литература
6-А
Тема: В.И. Даль. Жизнь и творчество Казака
Луганского. «Были и небылицы»
Ребята, записываем число, классная работа, тему
урока, читаем конспект, делаем необходимые записи
Часть творческой жизни
В.И. Даля – его произведения для детей. Создавая книги для ребят разных
возрастов, он придавал этой работе очень большое значение. Он учил маленьких
читателей хорошему родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал
нравственные чувства. Произведения Даля
печатались в журналах
«Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово». Для самых маленьких детей он выпустил
два сборника: «Первая первинка
полуграмотной внучке. Сказки,
песенки, игры» и «Первинка другая. Внучке
грамотейке
с
неграмотною
братиею».
Как литератор Даль был близок с
Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем.
Особенно дороги нам страницы жизни Даля,
связанные с Пушкиным. Друг Пушкина, Даль делил с поэтом все тяготы нелегких
путешествий по дорогам России. Вместе они ездили по местам движения Пугачева.
Пушкин подарил Далю рукописный текст одной из своих сказок с дарственной
надписью "Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин".
В трагические январские дни 1837 г.
Владимир Даль как близкий друг поэта и как врач принял деятельное участие в
уходе за смертельно раненным Пушкиным. К Далю были обращены слова умирающего
Пушкина: "Жизнь кончена..." Ему благодарный поэт вместе с
перстнем-талисманом передал черный сюртук, простреленный пулей Дантеса, со
словами: "Выползину (слово, впервые услышанное от Даля и понравившееся
Пушкину) тоже возьми себе".
2)Задание
Прочитай
статью о дружбе двух выдающихся людей. Ознакомься с тем, как делать
тематические выписки. Оформи выписки в тетради .
Умение
делать выписки — основа работы с книгой. Но выписки делают не только из книг, а
из статей и любых других текстов. Выписки используют при детальной проработке
текстового материала, при подготовке докладов, статей, крупных работ.
Выписки позволяют выбирать из текста
самое важное и наиболее существенное. Помогают накопить информацию по тому или
иному вопросу, облегчают запоминание. При этом мысль автора передается своими
словами в краткой форме.
Для лучшего понимания и запоминания
полезно при чтении выписывать опорные фрагменты текста. Это могут быть: фразы,
цитаты, рисунки, выводы.
Также записывай собственные мысли,
которые возникли при чтении. Замечено, что если их сразу не записать, то
вспомнить уже вряд ли удастся. Выписки можно делать на карточках, отдельных
страницах, в тетради, в электронном файле.
Александр Сергеевич
Пушкин и Владимир Иванович Даль
Их знакомство должно было состояться через
посредничество В.А. Жуковского в 1832 году, но Владимир Даль решил лично
представиться Александру Пушкину и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров
«Сказок…»,
вышедших недавно.
В.И. Даль так писал об этом: «Я взял
свою новую книгу и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были
«Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал
квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга
принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шел по
комнатам, пустым и сумрачным — вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и
читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал: «Очень хорошо»…»
Пушкин очень обрадовался такому подарку
и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О
попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ!».
Пушкин стал расспрашивать Даля, над чем
тот сейчас работает, тот рассказал ему все о своей многолетней страсти к
собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.
– Так сделайте словарь! — воскликнул
Пушкин и стал горячо убеждать Даля. — Позарез нужен словарь живого разговорного
языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!
Пушкин поддержал идею Владимира
Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о собранных Далем
пословицах и поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».
Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю был
установлен в 1998 году в Оренбурге, чтобы увековечить дружбу великих
представителей русской литературы.
1)Работаем с литературоведческим
термином
Слово учителя:
- Ребята давайте мы с вами обратимся к словарю
литературоведческих терминов.
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Быль–(бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. Ср. сказка.
-Ребята,
давайте подберем синонимы и антонимы (работа в тетрадях )
Синонимы:
бывальщина, былина, было и быльем поросло, былое, былые времена, вчера, вчерашний день, минувшее, побывальщина, прежнее, прожитое, прошедшее, прошлое, старое, факт
Антонимы:
· быличка
Небылица - выдуманная
история, повествование, не соответствующее действительности; выдумка, вымысел.
Небылица, это
уже пересказ в шутливой, комической форме, где действительность умышленно
искажается.
Синонимы к слову
небылица
Враньё, выдумка, вымысел, домысел, сказка
Антонимы к слову
небылица
Быль, правда
- Как по-другому
можно назвать литературное явление, о котором мы сегодня будем говорить на
уроке?
Рассказы
и сказки.
Изучаем новое по теме.
Свои литературные опыты
Владимир Иванович начал, еще служа во флоте; сочинял народные сказки и рассказы
для моряков. В 1833 году в журнале были опубликованы его «Русские сказки»,
написанные простым, доступным языком. Вместо истинной фамилии автора стоял
псевдонимом — Казак Луганский.
Литературное дело привлекало
писателя, и именно ему он отдал предпочтение, завершив врачебную службу.
В Петербурге он устроился
сотрудником нескольких журналов, в которых вскоре появились его «Были и
небылицы», полные юмора рассказы, «Солдатские досуги», повести «Мичман
Поцелуев», «Где потеряешь, не чаешь», «Похождения Христиана Христиановича
Виольдамура и его Аршета» и многие другие. Скоро имя самобытного писателя стало
известно всей России.
В «Былях и небылицах Казака
Владимира Луганского» писатель продолжил начатую экспериментальную работу в
области литературной сказки.
2)Учимся анализировать художественное произведение
Задание
Ребята, давайте мы с вами попробуем составить рекомендации к
анализу художественного произведения, что мы должны узнать, чтобы правильно
понять произведение (коллективная
работа класса).
1.Познакомиться с содержанием произведения, его героями.
2.Определить тип произведения (сказка, былина, рассказ, повесть и т.д.)
3.Раскрыть образы героев:
ü
внешний вид;
ü
характер героев;
ü
взаимоотношения
героев;
ü
мечты героя;
ü
поступки.
4.Определить художественные особенности произведения.
Задание
Знакомство с рассказом
«Солдатский привар» из цикла «Солдатские досуги».
(форму
данного вида работы выбирает учитель: чтение по цепочке, чтение по ролям,
прочтение сказки лучшими чтецами класса и т.д.)
Задание
Мы прочитали
рассказ В.И. Даля. Давайте поиграем в игру «Сократики».
Сократ –
древнегреческий философ. Он не сидел дома и не писал философских трактатов. Вся
его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и
задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек и
пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал?
Какие вопросы задавал? Допустим, такие: что такое красота? Как устроен мир?
Почему этот человек добрый, а тот – злой? Он вступал в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать,
как
можно больше о самой жизни, о человеке. А если это
так, то задаваемые вопросы не могли быть бесполезными. Были у него и
последователи, которые ходили за ним
и записывали его
беседы. Учеников мудреца
называли «сократиками». Самые известные
«сократики» – философы Платон и Ксенофонт.
Представьте, что вы – «сократики».
Составьте и запишите 5 вопросов своим одноклассникам. Учтите, что вопросы,
которые вы будешь задавать, должны быть такими, какие они были у Сократа и его
учеников, – небесполезными.
Выводы
Несомненно, «Были и
небылицы» занимают особое место в истории русской литературы 30-х гг. XIX в.
Даль представил здесь все богатства устного народного творчества. Он
воспроизвел характерные образцы литературы для народа и высокохудожественные произведения
литературы, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Найденный Далем в
«Былях и небылицах» принцип реализации народности позволил ему органично
сочетать в произведении не только фольклорные сюжеты различных национальных культурных
традиций, но и жанры и стили фольклора и литературы отдельных эпох. В
результате появилась уникальная возможность широкомасштабного, многопланового,
знакомства с реалиями национальной жизни как в одном тексте, так и в «Былях и
небылицах» в целом. В цикле писатель выработал подходы для реалистического
отображения действительности в художественном произведении.
Домашнее задание.
Прочитать произведение из сборника «Были
и небылицы» (по выбору).
Составь список книг, которые можно поместить
на выставку "Были-небылицы".
Дополнительный материал для чтения
Онлайн книга «Русские были и небылицы»
(В. Даль)
Все святые угодники без дьявола никогда не жили. Были два
пустынника, вот один и спрашивает другого: живет ли у него дьявол? «Нет, –
говорит этот пустынник, – я не вижу его». – «А мне, – говорит первый, – дьявол
так надоел, что хочу бросить свою пустынь и искать другую, авось он отвяжется
от меня». Пошел пустынник искать себе новую пустынь, а дьявол за ним – не отстает.
Долго ли, коротко ли они шли вместе. Стал пустынник подходить к одной деревне и
видит, что дьявол начинает от него понемногу отставать, а потом и вовсе пропал.
Пришел пустынник в деревню и зашел в избу к одной вдове; она была богомольная и
вела хорошую жизнь. Пожил пустынник у этой вдовы несколько дней и все это время
не видел дьявола. Хорошо! Но надо пустыннику и дальше отправляться. Простился
он с вдовой и вышел из деревни. Думал пустынник, что больше не увидит дьявола,
а не тут-то было, – не отошел он еще и третьей версты, как видит: стоит на меже
дьявол и его поджидает. Пустынник и спрашивает его: «Где это, дьявол, пропадал
ты? Столько прошло времени, а я не видел тебя». – «А потому не видел, –
отвечает дьявол, – что мне нельзя было войти в деревню, где ты был». –
«Почему?» – «Потому, что там живет благочестивая вдова и каждую минуту творит
Христову молитву, а она жжет нас, дьяволов, как огонь».
Христова молитва коротенькая: «Господи, Иисусе Христе, помилуй
меня, грешного». Вот и все. Эта молитва всех других лучше. Читая ее поминутно,
через три года можно и в святые попасть. Есть еще «Верую», так та – длинная, и
не запомнишь, а эта коротенькая и спасительная.
(«Живая старина»)
Считается, что черта может убить молния. И похоронить его можно
только при помощи петуха.
Вот у нас старые люди говорят: громом чертяку на Щучьем мысу
выбило. Стали его хоронить, землей засыпать, так три дня возили землю на него,
а он все вылазит.
Взяли тогда туесок маленький, землей насыпали, к петуху привязали
и до чертяки прогнали, так враз его засыпали.
(И. Карнаухова)
Было мне лет двадцать. Весной в праздничный день я отправился на
Громовой родник, или попросту на Гремучку, – ловить удоцкой рыбу. Просидел я до
полдня, накидал чуть не полон горшок пескарей, ершей и голышей. Смотрю: с
гнилова угла взмыла черная густая туча. Я вижу, что дожжик будет сильный.
Скорей смотал удочки и побежал домой.
Лишь успел выбраться от речки из кустов на чистое место, смотрю:
от Громового родника бигёт ко мне мальчик в красной пунцовой рубашке и плачет.
Я встал и кричу ему:
– Иди скорей – я тя не трону, а то тя дожжом забьет!
Мальчик бросил плакать да как засмеется… Как вдруг молонья
огненным столбом брызнет, инда меня осыпала. Гром как хряснет, я перекрестился,
творя молитву. А мальчишка лишь только взвизгнул. Ну, его убило, и на том месте
лишь только дым пошел.
Я бегу к мальчику узнать – чего убило грозой, чтобы сказать
дома. Ну, был он от меня сажен в десять иль мене. Подошел, где он был и
смеялся, гляжу: нет никого, и никаких клочков платья. Вдруг волосы у меня
дыбом, аж картуз подняли. Тут я и догадался, что это был не мальчик, а
дьяволенок. Если бы он подошел ко мне, то и меня бы убило с ним вместе.
Вот, братцы, я сам, ей-богу, не вру, видал, как Илья Великий
своей стрелой и громом бьет демонов за то, чтобы оне не смеялись над
православными. А я с тех пор без молитвы никого к себе не подпускаю во время
грозы. Будь хоть отец или мать, все равно. Ведь дьявольник может представиться
в чей угодно лик. Оне хитры бестии.
Вздумаю и ныне, инда по коже подерет. И как только меня Бог
спас! Не будь на мне хреста, пожалуй, и убило бы.
(Г. Заварицкий)
Один солдат вот что устроил. Шел из службы домой, и пришлось ему
ночевать в лесной избе. Только повалился, а черт и приходит гнать с ночлега, и
предложил солдату в карты сыграть, а кто останется дураком, тому щелчок.
Достал солдат карты, крест пожалованный положил в карман. Пред
игрой, когда карты были уже сданы, солдат снял тавлинку и понюхал табаку. Черта
это заинтересовало, и он тоже понюхал, но с непривычки хватил много, стал
чихать и бегать по избе, а солдат в это время набрал себе из колоды козырей да
трефовой масти. И когда стали играть, то черт трефовой масти крыть не может, а
солдат кроет козырями да сходит с трефей.
В конце концов солдат оставил в дураках черта. Черт подставил
лоб, а он захватил крест в кармане, а и щелкнул им со всего размаху черта в
лоб!
Некогда было черту еще играть, кубарем укатился из избы, полно
солдата тревожить.
(А. Георгиевский)
Во время грозы шел солдат мимо пруда и видит: на плотине черт
(водяной) ногами в воде болтает, на небо смотрит и Бога языком дразнит, что Он
ему ничего не сделает.
Солдат подумал, что «одной смерти не миновать, а двух не
бывает», взял ружье (он был с ружьем), зарядил его и вместо пули положил
пуговицу, которую тут же отрезал от своей солдатской шинели, прицелился и
выстрелил в черта.
Черта тут же разнесло в прах, так что с неба послышалось
радостное восклицание: «Ага!»
Так солдат убил черта и сам сгинул тут же без вести. Говорят,
что за солдатом сошло с неба светлое облако и он был взят живым на небо за
убийство черта.
(А. Колчин)
Мужик рыбу ловил на Амборских озерах (там, где скиты), увидал
черта на заязке. Черт сидит, качается и говорит:
– Год году хуже, год году хуже, год году хуже!
Мужик его веслом и хлопнул:
– А этот год тебе хуже всех!
Да и убил.
(Н. Ончуков)
Собралась раз о Святки посидка. Много плясали, в игры играли,
пели. Ребята разбаловались
и стали выдумывать, что бы такое почудней сделать.
Вот один парень и говорит:
– Дай-ка попытаю (испробую), как люди давятся! До смерти не
задавлюсь же на глазах у всех! Вы меня, ребята, подержите, а я в петлю голову
суну.
Все рады: новая забава нашлась. Сделали мертвую петлю, привязали
к матице. Только он сунул туда голову да затянул малость – вдруг в дверь
становой, да как гаркнет:
– Кто тут давиться задумал! Я вот сейчас всех вас разберу!
Все по углам расскочились, кто к дверям бросился: глядь –
никакого станового не бывало, только метель крутит, да ветерок воет и снег
переметывает.
Подошли все к парню, а он и вправду задавился: висит в петле да
покачивается. А становым-то враг-от прикинулся да на людей мороку навел.
Комментарии
Отправить комментарий