5.05                                      Русский  язык                      11-б

 

Тема урока: Анализ  художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя

Здравствуйте, ребята, запишите число и тему урока. Читайте конспект и выполняйте задания

 

- Евгений Евтушенко - величайший мастер художественного слова. Он отличается индивидуально-языковым стилем, он как никто умело использовал изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Сегодня мы попробуем раскрыть секреты его мастерства и выяснить, почему  именно художественное слово отзывается в сердце человека.

Стихотворение Е. Евтушенко «Вагон»:

Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом — обойные разводы.
Потом — герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он — вагон.

Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
             мимо
                              поезда.

Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось —
они с собой его берут.

Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.

А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.

Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность — как расплата
за молодой его полет.

1952

I.      Анализ текста.

 

-Каковы ваши впечатления от прочитанного текста? (Стихотворение Евгения Евтушенко настраивает на философскую волну, заставляет задуматься о быстротечности жизни, о непредсказуемости событий в ней).

- Как бы вы могли озаглавить его? («Вагон»).

Сколько  строф в этом  стихотворении? ( 6).

 

 

 – анализ первой строфы.

Опорные вопросы и задания:

- С какого предложения начинается это стихотворение? На что обращает внимание поэт во втором предложении?

- Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом в первой строфе, попробуйте объяснить выбор используемых средств.

 

- Это стихотворение начинается с повествовательного, невосклицательного сложноподчинённого предложения с придаточным места. Главное предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который в то же время является фразеологизмом.  Евтушенко в первых же двух предложениях даёт следующую картину: рядом с железной дорогой, на откосе (боковой наклонной поверхности дорожной насыпи)  из шлака (угольной отработки) стоит вросший в насыпь, обвитый травой старый вагон).

                       Поэт использует лексическую анафору «Он домом стал… Он долго был для них чужим», «Потом – обойные разводы. Потом – герани на окне. Потом расставили комоды». Местоимения «он», «они» выполняют, вроде бы, свою прямую функцию: указывают на предмет, но не называет его. Но на самом деле они помогают почувствовать отчуждение между вагоном-домом и его хозяевами. («Он долго был для них чужим», «Чтобы теплее было им». Парцелляция помогает ощутить отсутствие радости в жизни обитателей этого вагона. Градация (обойные разводы-герани на окне-комоды-открытки с видами прибоев) создаёт ощущение перемен. Обитатели дома пекутся не столько о том, «чтоб он в геранях их и в их обоях не вспоминал, что он – вагон», сколько тешатся иллюзией, что это и есть их настоящий  дом».

- анализ 2,3, 4 строф.

Опорные вопросы и задания:

- Какой приём использован поэтом во второй, третьей, четвёртой строфах? Как использование этого приёма резко изменяет мелодику стихотворение, настроение? Обратите внимание на построение второй строфы, на звучание местоимений.

 

- Неожиданно поэт проводит параллель между людьми, близкими по восприятию жизни автору, и вагоном. Использование приёма олицетворения («и он не мог заснуть, когда…», «но сколько он ни тратил силы…») лишний раз доказывает родившуюся ассоциацию: судьба вагона – жизнь человека. То, что поэт выделил в отдельные строки слова «летели мимо поезда», лишний раз усиливает трагизм от пролетающей мимо жизни. Местоимение «их» в первой строфе передаёт отчуждение обитателей вагона от него, звучит сухо. А вот в третьей строфе оно приобретает совершенно другое звучание: «Дыханье их его касалось. Совсем был рядом их маршрут». Создаётся ощущение близости вагона и пролетающих мимо поездов. А местоимение «они» только усиливает это ощущение. Ряд однородных членов «в огнях, свистках и клочьях дыма» передаёт краски и звуки настоящей, наполненной впечатлениями жизни. Приём олицетворения, использованный поэтом в четвёртой строфе, помогает ощутить трагизм ситуации:

Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.

     – анализ 5 и 6 строф.

Опорные вопросы и задания:

- Какие изобразительно-выразительные средства вы увидели в этих строфах? Как объяснить выбор использованных средств? Какие выводы вы смогли сделать, проанализировав последние строфы стихотворения?

Примерный результат исследования.

Пятая строфа – это одно сложное, сложноподчинённое предложение. Придаточная часть этого предложения – развёрнутая метафора «когда сквозь чащи, сквозь ветер, песни и огни и он летел навстречу счастью, шатая голосом плетни». Однородные члены передают стихию яркой, насыщенной событиями жизни, а в деепричастном обороте скрыта лихость. Несмотря на то, что это предложение по интонации невосклицательное, автор в конце его поставил точку, прочитать его неэмоционально просто невозможно. В этой же строфе Евтушенко применил такой стилистическую фигуру, как анжамбеман (перенос). Это придаёт стихотворению особую ритмическую выразительность.

Анафора «теперь» в шестой строфе помогает ощутить реальность происходящего. А в реальности – неподвижность – «расплата за молодой его полёт». Приём парцелляции в начале 6 строфы помогает передать ощущение безысходности.

Эпитет «молодой» усиливает ассоциацию – судьба вагона – жизнь человека.

Вывод.

- Своеобразие мироощущения каждого поэта наглядно проявляется в системе его художественно-изобразительных средств, составной частью которой являются различные приёмы образного употребления слова, раскрывающие разнообразие художественного метода поэта, особенности его стиля. В творчестве Евтушенко преобладают определённые жизненные темы (правда/ложь, добро/зло, честь/бесчестие, талант/бесталанность, любовь/ненависть, человек/природа, человек/цивилизация). Стихотворение «Вагон», которое вы сегодня анализировали рассматривает тему жизненного пути. Железная дорога – жизненный путь. Вся наша жизнь – путь. Откос – это жизнь в стороне от главных событий. Благодаря художественному слову Евгению Евтушенко удалось нарисовать эпическое полотно под названием «Жизнь человека».

 

-Мы с вами разобрали текст художественного стиля. Давайте обобщим знания об этом стиле речи. Заполнение таблицы.

Сфера применения.

Где используется?

В художественных произведениях.

Задачи речи.

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать чувства, эмоции, которые испытывает автор; создать поэтический образ.

Стилевые черты. Каким бывает высказывание?

Высказывание отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического воздействия.

Функция

Эстетическая

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Поэт в России больше, чем поэт» (О значении художественного слова в жизни человека).

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога