5.05
Русский язык 11-б
Тема урока: Анализ художественного текста лирического
произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя
Здравствуйте, ребята,
запишите число и тему урока. Читайте конспект и выполняйте задания
- Евгений Евтушенко -
величайший мастер художественного слова. Он отличается индивидуально-языковым
стилем, он как никто умело использовал изобразительно-выразительные возможности
морфологических форм и синтаксических конструкций. Сегодня мы попробуем
раскрыть секреты его мастерства и выяснить, почему именно художественное слово отзывается в
сердце человека.
Стихотворение Е.
Евтушенко «Вагон»:
Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом — обойные разводы.
Потом — герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он — вагон.
Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
мимо
поезда.
Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось —
они с собой его берут.
Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.
Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность — как расплата
за молодой его полет.
1952
I. Анализ
текста.
-Каковы
ваши впечатления от прочитанного текста? (Стихотворение Евгения Евтушенко
настраивает на философскую волну, заставляет задуматься о быстротечности жизни,
о непредсказуемости событий в ней).
-
Как бы вы могли озаглавить его? («Вагон»).
Сколько строф в этом
стихотворении? ( 6).
– анализ первой строфы.
Опорные вопросы и задания:
-
С какого предложения начинается это стихотворение? На что обращает внимание
поэт во втором предложении?
-
Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом в первой
строфе, попробуйте объяснить выбор используемых средств.
-
Это стихотворение начинается с повествовательного, невосклицательного
сложноподчинённого предложения с придаточным места. Главное предложение
осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который в
то же время является фразеологизмом.
Евтушенко в первых же двух предложениях даёт следующую картину: рядом с
железной дорогой, на откосе (боковой наклонной поверхности дорожной
насыпи) из шлака (угольной отработки)
стоит вросший в насыпь, обвитый травой старый вагон).
Поэт использует
лексическую анафору «Он домом стал… Он долго был для них чужим», «Потом –
обойные разводы. Потом – герани на окне. Потом расставили комоды». Местоимения
«он», «они» выполняют, вроде бы, свою прямую функцию: указывают на предмет, но
не называет его. Но на самом деле они помогают почувствовать отчуждение между
вагоном-домом и его хозяевами. («Он долго был для них чужим», «Чтобы теплее
было им». Парцелляция помогает ощутить отсутствие радости в жизни обитателей
этого вагона. Градация (обойные разводы-герани на окне-комоды-открытки с видами
прибоев) создаёт ощущение перемен. Обитатели дома пекутся не столько о том,
«чтоб он в геранях их и в их обоях не вспоминал, что он – вагон», сколько
тешатся иллюзией, что это и есть их настоящий
дом».
-
анализ 2,3, 4 строф.
Опорные
вопросы и задания:
- Какой приём
использован поэтом во второй, третьей, четвёртой строфах? Как использование
этого приёма резко изменяет мелодику стихотворение, настроение? Обратите
внимание на построение второй строфы, на звучание местоимений.
- Неожиданно поэт
проводит параллель между людьми, близкими по восприятию жизни автору, и
вагоном. Использование приёма олицетворения («и он не мог заснуть, когда…», «но
сколько он ни тратил силы…») лишний раз доказывает родившуюся ассоциацию:
судьба вагона – жизнь человека. То, что поэт выделил в отдельные строки слова
«летели мимо поезда», лишний раз усиливает трагизм от пролетающей мимо жизни.
Местоимение «их» в первой строфе передаёт отчуждение обитателей вагона от него,
звучит сухо. А вот в третьей строфе оно приобретает совершенно другое звучание:
«Дыханье их его касалось. Совсем был рядом их маршрут». Создаётся ощущение
близости вагона и пролетающих мимо поездов. А местоимение «они» только
усиливает это ощущение. Ряд однородных членов «в огнях, свистках и клочьях
дыма» передаёт краски и звуки настоящей, наполненной впечатлениями жизни. Приём
олицетворения, использованный поэтом в четвёртой строфе, помогает ощутить
трагизм ситуации:
Но сколько он ни тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
– анализ 5 и 6 строф.
Опорные вопросы и задания:
- Какие
изобразительно-выразительные средства вы увидели в этих строфах? Как объяснить
выбор использованных средств? Какие выводы вы смогли сделать, проанализировав
последние строфы стихотворения?
Примерный результат исследования.
Пятая
строфа – это одно сложное, сложноподчинённое предложение. Придаточная часть
этого предложения – развёрнутая метафора «когда сквозь чащи, сквозь ветер,
песни и огни и он летел навстречу счастью, шатая голосом плетни». Однородные
члены передают стихию яркой, насыщенной событиями жизни, а в деепричастном
обороте скрыта лихость. Несмотря на то, что это предложение по интонации
невосклицательное, автор в конце его поставил точку, прочитать его
неэмоционально просто невозможно. В этой же строфе Евтушенко применил такой
стилистическую фигуру, как анжамбеман (перенос). Это придаёт стихотворению особую ритмическую
выразительность.
Анафора «теперь» в шестой строфе
помогает ощутить реальность происходящего. А в реальности – неподвижность –
«расплата за молодой его полёт». Приём парцелляции в начале 6 строфы помогает
передать ощущение безысходности.
Эпитет «молодой» усиливает
ассоциацию – судьба вагона – жизнь человека.
Вывод.
-
Своеобразие мироощущения каждого поэта наглядно
проявляется в системе его художественно-изобразительных средств, составной
частью которой являются различные приёмы образного употребления слова,
раскрывающие разнообразие художественного метода поэта, особенности его
стиля. В творчестве Евтушенко преобладают определённые жизненные темы (правда/ложь, добро/зло, честь/бесчестие,
талант/бесталанность, любовь/ненависть, человек/природа, человек/цивилизация).
Стихотворение «Вагон», которое вы сегодня анализировали рассматривает тему
жизненного пути. Железная дорога – жизненный путь. Вся наша жизнь – путь. Откос
– это жизнь в стороне от главных событий. Благодаря художественному слову
Евгению Евтушенко удалось нарисовать эпическое полотно под названием «Жизнь
человека».
-Мы
с вами разобрали текст художественного стиля. Давайте обобщим знания об этом
стиле речи. Заполнение таблицы.
Сфера применения. Где используется? |
В
художественных произведениях. |
Задачи речи. |
Нарисовать
живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать чувства, эмоции,
которые испытывает автор; создать поэтический образ. |
Стилевые черты. Каким бывает высказывание? |
Высказывание
отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое
применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для
создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического
воздействия. |
Функция |
Эстетическая |
Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение на тему «Поэт в России больше, чем поэт» (О
значении художественного слова в жизни человека).
Комментарии
Отправить комментарий