11.05 Литература 11-б
Тема: А. В. Вампилов. Пьеса-притча «Старший сын».
Общечеловеческие проблемы и их решение в пьесе
Ребята, запишите число, тему, эпиграф урока. Читайте
материал, конспектируйте, выполняйте задания
Писать надо о том,
от чего не спится по ночам».
А.
Вампилов
1. Слово о драматурге А. Вампилове:
ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1937–1972),
русский драматург, прозаик, публицист.
17 августа
1972 года на Байкале лодка, в которой был А. Вампилов, на полном ходу
натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом
до пяти градусов, отяжелевшая куртка... Он почти доплыл... Но сердце не
выдержало за несколько метров до берега...
«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у
литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра
Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром
чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для
многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В.
Распутин.
Сегодня мы
поведем разговор о русской драматургии ХХ века. Мы поговорим о творчестве
писателя, у которого юбилейная дата, именем которого названа целая эпоха
русской драматургии – вампиловская драма.
А с чего
же всё начиналось? С детства и юности.
Александр
Валентинович Вампилов родился 19 августа
Отец,
Валентин Никитович Вампилов, бурят, из рода лам, учитель русского языка и
литературы, директор Кутуликской средней школы. Мать, Копылова Анастасия
Прокопьевна, русская, из семьи священника, учитель математики, завуч школы. Это
ей посвятил В. Г. Распутин свой рассказ «Уроки французского».
Нравственные
ценности, заложенные в обеих семьях, воспитали в нём все лучшие черты
интеллигента, порядочного человека.
«Дорогая Тася! —
обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения... — Я уверен,
все будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был
писателем, так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом
Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли...»
19 августа
1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Мое предчувствие
оправдалось... сын. Как бы не оправдал второе... У меня, знаешь, вещие сны».
[1]
Сны
действительно оказались вещими.
Год
рождения Вампилова был годом 100-летия со смерти Пушкина, в честь которого он и
был назван Александром. Но в пророческих снах отца было не только светлое. По
народным приметам, дробь – к слезам: они пролились в этом же году –
В. Вампилова репрессировали, а в 1938-м расстреляли.
Детство А.
Вампилова, судя по воспоминаниям матери
и сверстников, было обыкновенно – типичное
райцентровское послевоенное детство: школа,
походы, метания сразу во все стороны: спорт, завтра – школьный театр, послезавтра – музыка
и книги, и все непременно с жаром.
Сразу он
не поступил: не сдал немецкий язык. Занимался языком дома с учителем.
В
университет он поступил на историко-филологический факультет и с первого курса
затеял театр. Его сценки и зарисовки, написанные порой прямо на лекциях, охотно
печатают университетская многотиражка и иркутская газета «Советская молодёжь».
Вскоре
после окончания университета Вампилов выпускает книгу «Стечение обстоятельств»
под псевдонимом А. Санин. Он
работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи. Закончил Высшие литературные курсы в Москве.
Главной страстью А. Вампилова
был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни
одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник
рассказов.
Валентин Распутин, друживший с
ним со студенческих лет, говорил: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий
Шукшин, в драматургии Александр Вампилов … - кажется, самую душу и самую
надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…».
- Что поразило вас в биографии
писателя?
Как его мировоззрение
отразилось в творчестве, мы сейчас узнаем.
2. Лекция «Своеобразие драматургии Вампилова»:
Как
драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел» (впоследствии —
«Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле»
(1964) и др. К
Вампилов
привел в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного
одновременно, знакомого незнакомца, открыл традиционный для русской классической
литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием,
страдающую личность, кающегося грешника.
Вампилов
реабилитировал в драматургии забытые жанры — водевиль и фарс («Двадцать
минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры —
трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул
отечественной драме ее катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в
Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобожден от сугубо
бытовой прямолинейности.
Любая из
драм Вампилова имеет собственную историю создания, сценическую биографию.
Вместе с тем произведения дополняют и
проясняют друг друга, создавая два
крупных драматургических цикла — сатирический и трагический, придавая драматургии Вампилова целостность и
органическую художественную завершенность.
В разных пьесах автором рассматриваются разные варианты поведения героя,
мотивы его поступков. Герои одной пьесы становятся второстепенными в
последующей. Второстепенные же выходят
на передний план и, превращаясь в главных, снова требуют в драмах Вампилова продления
своей жизни.
Нравственные
искания героя, начинаясь в ранней пьесе,
продолжаются в следующей и заканчиваются
совсем неожиданно в истории, описанной автором позднее. Внутреннее родство пьес
продумано и организовано. Например, обыкновенное случайное свидание
превращается в пьесах Вампилова в свидание со смертью. Это главный кризисный
момент — узнавание героем самого себя, открытие истинного своего лица.
Шутливые розыгрыши приводят к серьезным последствиям. Прием фикции, мнимого
факта («Двадцать минут с ангелом» — ангела нет; «История с
метранпажем» — метранпаж отсутствует; «Утиная охота» — охоты на уток
нет и т. п.) связывает пьесы Вампилова атмосферой условности
происходящего.
Цикличность
подчеркивается диалогичными финалами пьес, необычными для советской драмы.
Конец предыдущей пьесы в драматургии Вампилова рождает завязку следующей.
Загадки его финалов разгадываются в последующих пьесах.
Можно сказать, что его
драматургия делится на 2 этапа.
Первый этап – педагогический,
т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А. Вампилов опирается
на неисчерпаемые силы молодости «человек должен ходить по земле гордо и легко»,
следовательно, произведениям присущ оптимизм.
Конфликт имеет двуплановость:
1)
молодость – с
одной стороны;
2)
мудрость отцов –
с другой стороны.
Юмор служит задаче:
воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая
форма познания реальной действительности.
Герои способны делать выводы, основанные на внутренних
душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным
поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам.
Второй этап: новый герой,
сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную,
в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра.
Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение
произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа.
Вместе с Вампиловым в театр пришли
искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые
для нашего существования и для искусства.
- Какие особенности творчества
писателя вы можете назвать?
А сейчас проанализируем
произведение драматурга, используя полученные сведения.
3. Аналитическая беседа по пьесе «Старший сын»:
- Эта комедия светлая и печальная; каковы
отличительные черты жанра пьесы «
Старший сын»?
- В чем особенность системы характеров пьесы?
(Это драматическое произведение, конфликт между двумя
группами героев: нормальных и ненормальных).
- Каких героев пьесы вы можете отнести к группе
нормальных и ненормальных?
Подтвердите свой ответ строками из текста.
- На чьей стороне симпатии автора?
- К какой возрастной группе принадлежит Сарафанов?
- Как относится к детям?
- Как принимает известие о существовании старшего
сына?
-Бусыгин. Кто этот молодой человек?
- Как относится к своей лжи о том, что он является
сыном?
- Почему он не может быть равнодушным к семье
Сарафановых?
(Бусыгин
взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает
возродить семью).
- Что общего и в чем разница с Сильвой?
(У этих героев
судьбы одинаковые, а духовный мир разный).
- Как Нина и Вася относятся к отцу, почему?
- Как они принимают «старшего брата»?
- Кудимов, Макарская, Сильва. Что можно сказать об
этих людях?
- Что их объединяет?
- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились
ли они?
Понимание темы, идеи конфликта.
- Первое название «Предместье» указывает на место, где
происходит действие. Почему автор изменил название?
(Очень важно
понимание того, что происходит в пьесе).
- Какие проблемы решаются?
(Проблемы
доверия, взаимопонимания, доброты, ответственности).
- Какова двуплановость пьесы?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде?
Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе М. Горького «На дне».
- Зачем герои пьесы «Старший сын» врут? Есть ли у
этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
- Какова тема, идея произведения?
(Внутренний конфликт героя
из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью).
- Как вы думаете, почему так называется пьеса?
- Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете, могло ли
такое случиться в жизни?
- Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?
4.Вывод:
Духовное родство людей
оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и
цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к
любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается
до общечеловеческих гуманистических проблем. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают
чувствовать ответственность друг за друга.
На его плечах все: надежда, будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин чести,
нравственной основы «отца», следовательно, он возродил семью.
Пьеса Вампилова учит нас быть
добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что
постарайся остаться человеком.
Вспомним слова Андрея
Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле,
и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее,
что было в нем, осталось после него».
- О чём вас заставила
задуматься пьеса? Что для себя вы взяли с этого урока?
Домашнее
задание:
1. Составить характеристику понравившегося героя.
.
Комментарии
Отправить комментарий