31.03
Литература
11-б
Тема: Б. Л. Горбатов. «Непокоренные»
Ребята, запишите число и тему урока, читайте,
конспектируйте, выполняйте задания:
-Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в
рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск, Ворошиловградской
области). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе
прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда
не терял связи с шахтерским краем. Горбатов говорил о себе: “Я - патриот своей
донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне
дороги до слез”. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат,
освобождавших рабочие поселки и города родного края.Склонность к литературному
творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ “Сытые и голодные”
напечатан в газете “Всероссийская кочегарка” 31 мая 1922 года. В “Кочегарке”
молодой журналист сотрудничал около двух лет, а затем его направили в
комсомольскую газету. “Молодой шахтер”, где он работал секретарем редакции
организаторов юнкоров, заместителем редактора. Горбатов в 1923-1926 году начал
писать стихи, которые публиковал в журнале “Октябрь” и в газете “Правда”. Один
из создателей Объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Как его
представитель вошёл в руководство ВАПП и в 1926 году переселился в Москву. В
1930-х был корреспондентом газеты «Правда» в Арктике.
Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом.
«Письма к товарищу» (1941-1944), по оценке К.М.Симонова, «вершина публицистики
военных лет». Секретарь СП СССР. Депутат ВС РСФСР с 1946 года. Член ВКП(б) с
1930 года. Входил в художественный совет Министерства кинематографии.
Б.Л. Горбатов умер 20 января 1954 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
-В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город
Донбасса вместе с передовыми частями армии. Когда Горбатов оказался в
Ворошиловграде – город был освобожден нашими частями 14 февраля 1943 года,- он
бросился искать знакомых. Ходил из дома в дом, беседуя с рабочими и их женами,
с недавними партизанами и подпольщиками. Перед ним вставала картина
народного подвига и народного горя, когда советские люди противопоставляли жестокости
врага гордость и достоинство, величие нравственного облика, неисчерпаемую силу
сопротивления.
В Горсовете 15 февраля Борис Горбатов встретился со Степаном Емельяновичем
Стеценко, главой подпольщиков и попросил у него отчет о работе Ворошиловградской
партийной организации. Горбатов пришел в восторг от этих чудом сохранившихся
бесценных документов и захотел написать об этом статью, но вовремя понял, что
масштаба статьи будет слишком мало, чтобы вместить все события, всю душу людей.
“Постепенно у меня возникли смутные очертания будущей повести”,- писал он позже
в газете “Правда” (6 ноября 1943 года.). Так началась работа над
«Непоко- ренными».
Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля
1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована
в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на
подмосковской даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно. Он понимал, что
такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточенные
сражения с гитлеровскими захватчиками.
-Повесть была удостоена Сталинской премии второй степени (1946)
Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по
мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья
Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая
медаль МКФ в Венеции-46.
В 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал
написать оперу «Семья Тараса». Она была закончена к 1950 г. И поставлена
на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
Словарная работа.
Прототи́п (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о
котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа
человека — героя произведения.
Учитель. “Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только
потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него,
только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс,- смог я рискнуть
написать книгу “Непокоренные” о людях, мне известных и близких. Я не изучал их
– я жил с ними”, - писал Борис Леонтьевич. В произведении многие герои и
события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы
вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны
рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан
Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена
Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной
обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман –
расстрелянный гитлеровцами известный в городе врач Г. А. Фишкин. “История
расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это
мне было рассказано ворошиловградцами”, – писал Б. Горбатов в многотиражке
“Правдист” 6 ноября 1943 года.
.
- Кто герои произведения? ( Обычные люди, труженики.)
- В каких обстоятельствах изображены герои повести?( Во время оккупации
Донбасса)
--«А гитлеровец шагал и шагал по городу, выпятив грудь, вытянув, как цапля,
ноги, надвинув на низкий лоб каску, шагал с тупым воодушевлением автомата и все
давил, мял, топтал, - жить было невозможно. Жить было невозможно, но надо
было жить.»
- Герои повести задаются вопросом: « Как жить при новом порядке?». Вам
предстоит найти ответы и заполнить таблицу.
Заполнить колонку «Новый порядок» (
как изображён в повести)
Заполнить колонку «Жители Донбасса,
живущие по совести»
( какая реакция со стороны населения следует).
«Жители Донбасса, сделавшие другой
выбор».
Автоматов бы нам! Автоматов!- Ничего! - отозвался Тарас. - И
топоры годятся.
Биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи,
..люди плюют кровью в лицо обидчика..
Расстрелянные, повешенные, замученные русские люди
Партизанское движение
Тысячи голодных людей с тачками на дорогах.
Взаимопомощь, сочувствие
-Кушайте, будьте добры! - поклонилась ему казачка. - Не
побрезгуйте. Корову взяли, так что только коза... уж извините...- Нет,
нет! - замахал на нее руками актер. - Я не могу даром... Что вы?- А
денег я не возьму... - тихо сказала казачка.
Всех истребят, помяните мое слово, всех. И до нас дойдет! Сперва евреев
изничтожат, потом нас. Евреев расстреляли где-то за городом
Русские люди охотно, не страшась, прятали мучеников: это был долг совести.
Вывод: Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что
он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.
-Все ли не приняли новый порядок? Автор говорит так:
«Каждый человек в городе искал свой путь для себя и для своей совести».
- Автор правдиво говорит о том, что не все смогли противостоять фашистской
жестокости, агрессии в силу разных причин. Кто из мелочности и корысти( « -
Если я правильно понимаю политическую обстановку, - сказал своей жене
Старчаков Яков Васильевич, бывший завхоз треста, - сейчас настало мое время,
время коммерции. Мы открываем комиссионный магазин.»
- Война все спишет! - А молодость пройдет! - вздохнула Лизка. -
Самая лучшая пора пройдет. Наши вернутся и на нас, старух, глядеть не станут.
Нет, - тряхнула она локонами, - уж лучше хоть как-нибудь, а
отгулять...), кто из равнодушия и недалёкости (- А немцы своего попа поставили.
- Откуда ж взяли?
- А из сада. Костя, что в саду в билльярдной шары подавал, теперь немецкий
поп.), кто из откровенной трусости ( - А Никита Богатырев...
- Что, что Никита? - беспокойно спросил он. Никиту он знал. Огромный,
в сером пыльнике балахоном, в сапогах, от которых всегда пахло дегтем, он,
бывало, шумел в кабинете Степана: "Не боюсь я тебя, секретарь, никого не
боюсь! А как правду-матку резал, так и буду резать". Степан предполагал
поставить Никиту командиром партизанского отряда.
- Когда Никиту притащили в гестапо, - рассказывал, протирая очки,
сутуловатый Устин Михалыч, завучетом райкома, - он по полу ползал, офицеру
сапоги целовал, плакал...), кто от врожденного желания прислуживать(- Как,
Филиков? - чуть не закричал Степан.
- Больше некому. Филиков у них теперь служит.
- У немцев? Филиков?
Степану показалось, что покачнулся мир... Филиков! Предшахткома! Еще
бородка у него лопаточкой. Когда, бывало, Вася запевал, Филиков первый
подтягивал добродушным, дребезжащим баском. Вот Пчелинцев висит, а Филиков
служит фашистам...). Эти образы второстепенны, но очень важны и подчёркивают реалистичность
описываемых событий.
Ответ на проблемный вопрос : Что противопоставили советские
люди фашизму? Всех ли можно назвать непокорёнными?
Работа с образом
Тараса Яценко.
- Автор не дает легкого выбора и главному герою. Тарас Яценко – человек
духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося.
Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать
подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную
эволюцию героя.
Словарная работа.
Как вы понимаете слово «эволюция»? ( развитие, изменение в сторону
усовершенствования)
- Какую позицию занимает герой в начале повести? (В самом начале Тарас
не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем
маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук
взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас
это не касается».)
-Что представляет его дом, с чем сравнивается? Спас ли он его семью от
фашистов? ( Тарас превратил его в своеобразную крепость: замки, забитые
окна и др.)
-Когда Тарас понимает, что оккупация касается и его? ( Когда вызвали на
биржу Антонину, увидел облаву, евреев, идущих на казнь и др.)
- Меняется ли его отношение к происходящему? В каком направлении?
-Какие грани открываются в Тарасе после возвращения сына Андрея? (
Он чувствует стыд, возмущение. Сопричастность к народу, к Родине в тяжёлый
момент всё сильнее прорастают в нем.)
Какое значение имеет поход с тачками в поисках пищи?( Поход с
тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для
Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на
дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой
скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры,
полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло ему достигнуть
глубину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги
драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа он
символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного
сопротивления.)
-С кем встречается Тарас вдалеке от дома, как влияет на него встреча? (Кульминацией
духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова
его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков,
которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор
симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он
сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и
как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.
Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и
воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею
нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса,
когда он понял, какое Андрей доставил семье горе).
-Что узнаёт он о дочери Насте? (Открывается для него и тайна дочери
Насти, в которой не был он уверен. Смешанные чувства переполняют отца: гордость
и возмущение недоверием к нему. Первое, что встречает он по возвращении в город
- повешенная фашистами дочка. Эта потеря подкосила старика, впервые заставила
плакать.)
- Сломило ли это Тараса и его семью? (Нет, вера в победу и разгром
фашистов сохранила ему жизнь. )
- Где находится герой во время прихода Советской армии?
- Изменилась ли жизненная позиция Тараса Яценко?
Вывод: Образ Тараса динамический. Автор тонко, с глубоким психологизмом изображает
человека, находящегося в сложной ситуации, когда выбрать нужно между просто
жизнью и жизнью «по совести».
Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Жить по совести – это…»
Комментарии
Отправить комментарий