31.03                                     Литература                                11-б

 

Тема: Б. Л. Горбатов. «Непокоренные»

 

Ребята, запишите число и тему урока, читайте, конспектируйте, выполняйте задания:

 

-Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск, Ворошиловградской области). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Горбатов говорил о себе: “Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слез”. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ “Сытые и голодные” напечатан в газете “Всероссийская кочегарка” 31 мая 1922 года. В “Кочегарке” молодой журналист сотрудничал около двух лет, а затем его направили в комсомольскую газету. “Молодой шахтер”, где он работал секретарем редакции организаторов юнкоров, заместителем редактора. Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале “Октябрь” и в газете “Правда”. Один из создателей Объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Как его представитель вошёл в руководство ВАПП и в 1926 году переселился в Москву. В 1930-х был корреспондентом газеты «Правда» в Арктике.

Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. «Письма к товарищу» (1941-1944), по оценке К.М.Симонова, «вершина публицистики военных лет». Секретарь СП СССР. Депутат ВС РСФСР с 1946 года. Член ВКП(б) с 1930 года. Входил в художественный совет Министерства кинематографии.

Б.Л. Горбатов умер 20 января 1954 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

-В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город Донбасса вместе с передовыми частями армии. Когда Горбатов оказался в Ворошиловграде – город был освобожден нашими частями 14 февраля 1943 года,- он бросился искать знакомых. Ходил из дома в дом, беседуя с рабочими и их женами, с недавними партизанами и подпольщиками. Перед ним вставала картина народного подвига и народного горя, когда советские люди противопоставляли жестокости врага гордость и достоинство, величие нравственного облика, неисчерпаемую силу сопротивления.

В Горсовете 15 февраля Борис Горбатов встретился со Степаном Емельяновичем Стеценко, главой подпольщиков и попросил у него отчет о работе Ворошиловградской партийной организации. Горбатов пришел в восторг от этих чудом сохранившихся бесценных документов и захотел написать об этом статью, но вовремя понял, что масштаба статьи будет слишком мало, чтобы вместить все события, всю душу людей. “Постепенно у меня возникли смутные очертания будущей повести”,- писал он позже в газете “Правда” (6 ноября 1943 года.). Так началась работа над «Непоко- ренными».

Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковской даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточенные сражения с гитлеровскими захватчиками.

 

-Повесть была удостоена Сталинской премии второй степени (1946)

Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая медаль МКФ в Венеции-46.

В 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал написать оперу «Семья Тараса». Она была закончена к 1950 г. И поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

 Словарная работа.

Прототи́п (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения.

Учитель. “Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс,- смог я рискнуть написать книгу “Непокоренные” о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними”, - писал Борис Леонтьевич. В произведении многие герои и события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман – расстрелянный гитлеровцами известный в городе врач Г. А. Фишкин. “История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами”, – писал Б. Горбатов в многотиражке “Правдист” 6 ноября 1943 года.

.

- Кто герои произведения? ( Обычные люди, труженики.)

- В каких обстоятельствах изображены герои повести?( Во время оккупации Донбасса)

--«А гитлеровец шагал и шагал по городу, выпятив грудь, вытянув, как цапля, ноги, надвинув на низкий лоб каску, шагал с тупым воодушевлением автомата и все давил, мял, топтал, - жить было невозможно. Жить было невозможно, но надо было жить.»

Просмотр видеофрагмента https://yandex.ua/video/preview/?filmId=7575513922132015042&text=%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5&where=all

 

- Герои повести задаются вопросом: « Как жить при новом порядке?». Вам предстоит найти ответы и заполнить таблицу.

 Заполнить колонку «Новый порядок» ( как изображён в повести)

 Заполнить колонку «Жители Донбасса, живущие по совести»

( какая реакция со стороны населения следует).

 «Жители Донбасса, сделавшие другой выбор».

 

 

Автоматов бы нам! Автоматов!- Ничего! - отозвался Тарас. - И топоры годятся.

 

Биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи,

..люди плюют кровью в лицо обидчика..

Расстрелянные, повешенные, замученные русские люди

Партизанское движение

Тысячи голодных людей с тачками на дорогах.

Взаимопомощь, сочувствие

-Кушайте, будьте добры! - поклонилась ему казачка. - Не побрезгуйте. Корову взяли, так что только коза... уж извините...- Нет, нет! - замахал на нее руками актер. - Я не могу даром... Что вы?- А денег я не возьму... - тихо сказала казачка.

 

Всех истребят, помяните мое слово, всех. И до нас дойдет! Сперва евреев изничтожат, потом нас. Евреев расстреляли где-то за городом

Русские люди охотно, не страшась, прятали мучеников: это был долг совести.

Вывод: Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.

-Все ли не приняли новый порядок? Автор говорит так:

«Каждый человек в городе искал свой путь для себя и для своей совести».

 

Автор правдиво говорит о том, что не все смогли противостоять фашистской жестокости, агрессии в силу разных причин. Кто из мелочности и корысти( « - Если я правильно понимаю политическую обстановку, - сказал своей жене Старчаков Яков Васильевич, бывший завхоз треста, - сейчас настало мое время, время коммерции. Мы открываем комиссионный магазин.»

- Война все спишет! - А молодость пройдет! - вздохнула Лизка. - Самая лучшая пора пройдет. Наши вернутся и на нас, старух, глядеть не станут. Нет, - тряхнула она локонами, - уж лучше хоть как-нибудь, а отгулять...), кто из равнодушия и недалёкости (- А немцы своего попа поставили.

- Откуда ж взяли?

- А из сада. Костя, что в саду в билльярдной шары подавал, теперь немецкий поп.), кто из откровенной трусости ( - А Никита Богатырев...

- Что, что Никита? - беспокойно спросил он. Никиту он знал. Огромный, в сером пыльнике балахоном, в сапогах, от которых всегда пахло дегтем, он, бывало, шумел в кабинете Степана: "Не боюсь я тебя, секретарь, никого не боюсь! А как правду-матку резал, так и буду резать". Степан предполагал поставить Никиту командиром партизанского отряда.

- Когда Никиту притащили в гестапо, - рассказывал, протирая очки, сутуловатый Устин Михалыч, завучетом райкома, - он по полу ползал, офицеру сапоги целовал, плакал...), кто от врожденного желания прислуживать(- Как, Филиков? - чуть не закричал Степан.

- Больше некому. Филиков у них теперь служит.

- У немцев? Филиков?

Степану показалось, что покачнулся мир... Филиков! Предшахткома! Еще бородка у него лопаточкой. Когда, бывало, Вася запевал, Филиков первый подтягивал добродушным, дребезжащим баском. Вот Пчелинцев висит, а Филиков служит фашистам...). Эти образы второстепенны, но очень важны и подчёркивают реалистичность описываемых событий.

Ответ на проблемный вопрос : Что противопоставили советские люди фашизму? Всех ли можно назвать непокорёнными?

Работа с образом Тараса Яценко.

- Автор не дает легкого выбора и главному герою. Тарас Яценко – человек духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося. Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную эволюцию героя.

Словарная работа.

Как вы понимаете слово «эволюция»? ( развитие, изменение в сторону усовершенствования)

 

 

- Какую позицию занимает герой в начале повести? (В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».)

-Что представляет его дом, с чем сравнивается? Спас ли он его семью от фашистов? ( Тарас превратил его в своеобразную крепость: замки, забитые окна и др.)

-Когда Тарас понимает, что оккупация касается и его? ( Когда вызвали на биржу Антонину, увидел облаву, евреев, идущих на казнь и др.)

- Меняется ли его отношение к происходящему? В каком направлении?

-Какие грани открываются в Тарасе после возвращения сына Андрея? ( Он чувствует стыд, возмущение. Сопричастность к народу, к Родине в тяжёлый момент всё сильнее прорастают в нем.)

Какое значение имеет поход с тачками в поисках пищи?( Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло ему достигнуть глубину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа он символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.)

-С кем встречается Тарас вдалеке от дома, как влияет на него встреча? (Кульминацией духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков, которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.

Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса, когда он понял, какое Андрей доставил семье горе).

-Что узнаёт он о дочери Насте? (Открывается для него и тайна дочери Насти, в которой не был он уверен. Смешанные чувства переполняют отца: гордость и возмущение недоверием к нему. Первое, что встречает он по возвращении в город - повешенная фашистами дочка. Эта потеря подкосила старика, впервые заставила плакать.)

- Сломило ли это Тараса и его семью? (Нет, вера в победу и разгром фашистов сохранила ему жизнь. )

- Где находится герой во время прихода Советской армии?

- Изменилась ли жизненная позиция Тараса Яценко?

Вывод: Образ Тараса динамический. Автор тонко, с глубоким психологизмом изображает человека, находящегося в сложной ситуации, когда выбрать нужно между просто жизнью и жизнью «по совести».

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление «Жить по совести – это…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога