29.03                         Русский       язык                         6-а, б     № 1

 

 

Тема: Развитие речи.  Подготовка к сочинению-рассуждению.

 

 

Эпиграф к уроку.

 

«Спорьте, заблуждайтесь,

 но, ради Бога, размышляйте,

 хотя и криво, но сами».

( Г. Лессинг)

 

 

Здравствуйте, ребята, запишите число, тему эпиграф урока. Читайте материал по теме и выполняйте задания(устно). Если  что-нибудь нужно записать, я выделю

 

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывая свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Я предлагаю обратиться к словам , выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока: «Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

 

Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова .

(Спорьте, заблуждайтесь, размышляйте , т.е отстаивайте свою точку зрения – дискутируйте)

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

 

Повторение о стилях и типах речи

 

·         Назовите стили речи.(художественный, разговорный , научный, официально-деловой)

·         Какие типы речи знаете? (описание, повествование, рассуждение).

·         Как различаются типы речи?

 

 

 

 

 

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

(Л. Н. Толстой)

(Это текст публицистического стиля, рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательства).

·         Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?

·         Какие части можно выделить в этом тексте? Назовите их.

 

3адание по высказыванию (письменно)

Закончив данные предложения, вы ответите на вопрос: « Согласны ли вы с тем, что «слово – великое дело»?» Уместно обратиться к эпиграфу урока : « Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

 

Здесь нельзя не согласиться с __________________________________ .

Безусловно, если ____________________________________________,

то________________________________________________________________ .

И наоборот, если __________________________________________ ,

то________________________________________________________________.

Я считаю, что_______________________________________________

и тогда _____________________________________.

Чтение и обсуждение ученических работ.

 

Анализ проблемы, по тексту упр.480

Как понят текст, введение понятия – сложное рассуждение.

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).

- Сегодня мы рассмотрим, как работать над сложным сочинением – рассуждением.

Работа с текстом упражнения 480.

Прослушайте текст , чтобы ответить на вопросы . Чтение текста по ролям.

- Что главное в тексте? С какой целью он написан?

-О чём спорили дедушка и внучка?

- Из каких частей состоит текст? Какие точки зрения высказаны в нём?

-Кто прав в этом споре и почему?

Приведите доказательства (аргументы).. В данном рассуждении вы должны рассматривать разные точки зрения, но при этом выражать собственную позицию.

Что я считаю правильным…

 

7.Обсуж-дение возможного построения сочинения на тему «Кто прав...».

а)Подбор аргументов.

Аргумент — утверждение или группа утверждений , приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения .

 

П рав дедушка Права внучка

1. 1.

2. 2.

 

 

 

Составление плана сочинения КТО ПРАВ?

 

1.Тезис. 1. Тезис.

2. Прав дедушка 2. Права внучка

1) 1)

2) 2)

3. Вывод 3. Вывод

 

 

·         О чём мы должны написать первом пункте?

·         О чем нужно рассказать во вступлении?

·         Как можно начать рассказ ?

 

 

б)Работа над составлением плана сочинения

8. Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение.

Кто быстрее.

Выберите из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения.

1. Я думаю (считаю, полагаю...), что...

Мне кажется, что...

2. Докажем это.

Это можно объяснить так...

По-моему, прав...

Я не могу согласиться с тем, что…

3 . Итак...

Таким образом...

Следовательно...

Я понял, что...

9. Составление

устного высказывания

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему « Кто прав в споре». Как считаете вы?

« Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».

 

Высказывания ребят.

1.У дедушки большой жизненный опыт, дедушка старше и мудрее внучки. Он понимает, что главное в подарке не цена, за которую он куплен, а внимание. Если, получив подарок, сделанный своими руками, друзья начнут тебя в этом упрекать, значит, это не настоящие друзья.

2.Но и внучка права. Сейчас забыли о духовных ценностях таких, как внимание, забота, любовь. Сейчас на первом месте материальные ценности. И внучка это понимает.

3. Дедушка жил, когда в магазинах ничего не было, и подарок, сделанный своими руками, был в радость.

4. Если все ребята купят подарки в магазине, а я приду с поделкой, то скажут, что я жадина.

5. Нет подарка более ценного и приятного, чем подарок, сделанный своими руками. Именно такой подарок нельзя купить ни в одном магазине. Когда ты делаешь подарок своими руками, ты выражаешь привязанность, внимание к виновнику торжества, вкладываешь всю глубину своих чувств.

 

10. Подведение итогов урока

- Что значит написать сочинение – рассуждение?

- Из каких частей оно состоит?

- Что значит сложное рассуждение?

-Что такое аргументы?

Желаю удачи в выполнении домашнего задания.

11. Домашнее задание

Упр. 480

Напишите, кто , по-вашему, прав – дедушка или внучка.

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога