29.03 Русский язык 6-а, б № 1
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Эпиграф
к уроку.
«Спорьте, заблуждайтесь,
но, ради Бога,
размышляйте,
хотя и криво,
но сами».
( Г. Лессинг)
Здравствуйте,
ребята, запишите число, тему эпиграф урока. Читайте материал по теме и
выполняйте задания(устно). Если
что-нибудь нужно записать, я выделю
- Сегодня мы
будем учиться рассуждать, доказывая свою мысль.
Одно дело -
думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое
мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
Я предлагаю
обратиться к словам , выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:
«Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».
Попробуйте
выделить в высказывании ключевые слова .
(Спорьте,
заблуждайтесь, размышляйте , т.е отстаивайте свою точку зрения – дискутируйте)
Дискуссия (от лат. discussio —
рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной
характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является
аргументированность.
Повторение о
стилях и типах речи
·
Назовите
стили речи.(художественный, разговорный , научный, официально-деловой)
·
Какие типы
речи знаете? (описание, повествование, рассуждение).
·
Как
различаются типы речи?
Слово
– дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно
разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и
ненависти.
(Л.
Н. Толстой)
(Это
текст публицистического стиля, рассуждение, так как в начале текста есть
утверждение, затем его доказательства).
·
Чем отличается
текст рассуждения от других типов речи?
·
Какие части можно
выделить в этом тексте? Назовите их.
3адание
по высказыванию (письменно)
Закончив
данные предложения, вы ответите на вопрос: « Согласны ли вы с тем, что «слово –
великое дело»?» Уместно обратиться к эпиграфу урока : « Спорьте, заблуждайтесь,
но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».
Здесь
нельзя не согласиться с __________________________________ .
Безусловно,
если ____________________________________________,
то________________________________________________________________
.
И
наоборот, если __________________________________________ ,
то________________________________________________________________.
Я
считаю, что_______________________________________________
и
тогда _____________________________________.
Чтение
и обсуждение ученических работ.
Анализ
проблемы, по тексту упр.480
Как
понят текст, введение понятия – сложное рассуждение.
— В жизни
нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое
мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом
высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь
доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав).
-
Сегодня мы рассмотрим, как работать над сложным сочинением – рассуждением.
Работа
с текстом упражнения 480.
Прослушайте
текст , чтобы ответить на вопросы . Чтение текста по ролям.
-
Что главное в тексте? С какой целью он написан?
-О чём
спорили дедушка и внучка?
- Из
каких частей состоит текст? Какие точки зрения высказаны в нём?
-Кто
прав в этом споре и почему?
Приведите
доказательства (аргументы).. В данном рассуждении вы должны рассматривать
разные точки зрения, но при этом выражать собственную позицию.
Что я считаю
правильным…
7.Обсуж-дение
возможного построения сочинения на тему «Кто прав...».
а)Подбор
аргументов.
Аргумент — утверждение или группа утверждений ,
приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения .
П
1.
1.
2.
2.
Составление
плана сочинения КТО ПРАВ?
1.Тезис.
1. Тезис.
2.
Прав дедушка 2. Права внучка
1)
1)
2)
2)
3. Вывод
3. Вывод
·
О чём мы должны
написать первом пункте?
·
О чем нужно
рассказать во вступлении?
·
Как можно начать
рассказ ?
б)Работа
над составлением плана сочинения
8.
Работа с лексическими средствами, помогающими оформить рассуждение.
Кто
быстрее.
Выберите
из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения.
1. Я
думаю (считаю, полагаю...), что...
Мне
кажется, что...
2.
Докажем это.
Это
можно объяснить так...
По-моему,
прав...
Я не
могу согласиться с тем, что…
3 .
Итак...
Таким
образом...
Следовательно...
Я
понял, что...
9.
Составление
устного
высказывания
А
теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему « Кто
прав в споре». Как считаете вы?
«
Спорьте, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хотя и криво, но сами».
Высказывания
ребят.
1.У
дедушки большой жизненный опыт, дедушка старше и мудрее внучки. Он понимает,
что главное в подарке не цена, за которую он куплен, а внимание. Если, получив
подарок, сделанный своими руками, друзья начнут тебя в этом упрекать, значит,
это не настоящие друзья.
2.Но
и внучка права. Сейчас забыли о духовных ценностях таких, как внимание, забота,
любовь. Сейчас на первом месте материальные ценности. И внучка это понимает.
3.
Дедушка жил, когда в магазинах ничего не было, и подарок, сделанный своими
руками, был в радость.
4.
Если все ребята купят подарки в магазине, а я приду с поделкой, то скажут, что
я жадина.
5.
Нет подарка более ценного и приятного, чем подарок, сделанный своими руками.
Именно такой подарок нельзя купить ни в одном магазине. Когда ты делаешь
подарок своими руками, ты выражаешь привязанность, внимание к виновнику
торжества, вкладываешь всю глубину своих чувств.
10.
Подведение итогов урока
-
Что значит написать сочинение – рассуждение?
- Из
каких частей оно состоит?
-
Что значит сложное рассуждение?
-Что
такое аргументы?
Желаю
удачи в выполнении домашнего задания.
11.
Домашнее задание
Упр.
480
Напишите,
кто , по-вашему, прав – дедушка или внучка.
Комментарии
Отправить комментарий