31.01                                              Литература                            6-б

 

Тема: А.А. Фет. Природа как воплощение прекрасного. Пейзажная лирика поэта

Ребята, запишите число, классная работа, тему урока, читайте мой конспект, выполняйте задания. Прочитайте стихотворение:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна, Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

1842 г.

 Анализ стихотворения «Чудная картина»

- Тема нашего урока Пейзажная лирика А.А. Мы уже знакомы с понятием лирика? Какие произведения называют лирическими? (передающие мысли, чувства, переживания человека)

-А что значит пейзажная лирика?

Запись в тетрадь. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА передает переживание автора или лирического героя через пейзаж, природу. 

Мастером пейзажной лирики по праву считают Фета. Больше всего на свете он ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.

 

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Спокойствия, умиротворения)

- Названия стихотворения по первой строчке. О чем говорит слово «картина»?

(О чем-то, что нарисовано художником).

- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

- Какая картина стоит перед вами?

-Маленькое стихотворение, а получилась картина. Слов мало, но каждое из них весит много.

- Каким образом сложено стихотворение мы узнаем из задания:

- Сколько предложений в стихотворении?(1)

 - Какие части речи используются автором и сколько, посчитайте? ( 8 существительных, 8 прилагательных)

 - Определите, что необычного в этом стихотворении? (нет глаголов)

(ответы записать)

-Цифра 8 – символическая в литературе. На уроках математики вы будете проходить знак бесконечности, он выглядит как перевернутая восемь, и обозначает, что полученные значения могут исчисляться до бесконечности. Так и в стихотворении природа бесконечна.

- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины, эту бесконечность?

(«Белая   равнина» – это то, что человек видит перед собой.   Белый цвет увеличивает пространство. «Полная луна», «свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз.  «И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).                                                        

- Вы сказали, что нет глаголов, а значит нет движения. Но есть одна строчка, в которой есть жизнь. Прочитайте ее.

(Существительное «бег» помогает понять, что всё живет,  движется).

- Какое средство художественной выразительности речи вы здесь встретили?

В стихотворении встречаются  эпитеты.

-Что такое эпитеты? (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными)

Эпитеты – белая, полная, высоких, далеких, одинокий. 

-Автор употребил слово «одинокий»? Но ощущается ли одиночество? (нет, так как человек с природой, она родна ему)

Запишите вывод

В стихотворении «Чудная картина» ощущается единство и слияние с природой.

 

Д/З. Выучить любое стихотворение А. Фета о природе

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога