19.11                                   Литература              11-б

 

Тема: Поэма А. А. Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

 

Здравствуйте, ребята, запишите число,  классная работа и тему урока. Читайте, конспектируйте, выполняйте задания

 

 

-Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».

Блок начал писать «Двенадцать» 8 января 1918 года. В «Записных книжках» есть помета: «Внутри дрожит». Затем будут девятнадцать дней перерыва, и 27-28 января поэма будет завершена. По его собственному признанию, она написана «в порыве, вдохновенно, гармонически цельно». Осознание сделанного оправдывает самооценку: «Сегодня я – гений». Гений – высшая творческая способность или, как определила М.И. Цветаева, «высшая степень подверженности наитию» и «управа с наитием». (Наитие – вдохновение, как бы внушённое какой-то высшей силой. Словарь Ушакова).

 «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт.

 

-Какое впечатление произвела поэма на современников Блока?

Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований.

Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин.

С восторгом приняли поэму Иванов-Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.

Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто не принял «злободневный смысл» «Двенадцати», но увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.

По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». А как же мы, люди 21 века, можем оценить это произведение? В ходе урока каждый из нас постарается определить своё отношение к этой поэме, понимание её глубины, связи с историей, трагизма эпохи.

-Дома вы прочитали  поэму А. А. Блока «Двенадцать». Давайте обратимся к её содержанию.

1.  Почему поэма, по вашему мнению,  названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

(Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями по­эмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, иду­щего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами).

2. Давайте определим жанровую принадлежность этого произведения?

(«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдель­ных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Ди­намичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах).

1.     Как построено произведение?

Поэма состоит из 12 глав. Блок обращается к кольцевой композиции. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое  разнообразие поэмы.

2.     Стилевое своеобразие поэмы.

 «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали? Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», зву­чание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг (гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:

                                      Не слышно шуму городского,

                                      Над невской башней тишина,

                                      И больше нет городового -

                                       Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

                                        Запирайте етажи,

                                        Нынче будут грабежи!

                                       Отмыкайте погреба –

                                       Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

                     Вперед, вперед,

                         Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учреди­тельному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Соответственно разнообразна и лексика поэмы.

 Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, ото­ропел?»;  и  искажения  слов:  «етажи»,  «елекстрический»;  и  сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:

 Нежной поступью надвьюжной,

Снежной  россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз  -

Впереди - Исус Христос.

3.     Комментированное чтение глав поэмы.

1 глава. Какая картина предстаёт перед нами в 1 главе?

Обратите внимание на первую строфу поэмы. Какие образы-символы представляет Блок в первой строфе поэмы? Какой приём лежит в основе изображения? (В первых двух строках Блок представляет ее ведущие образы-символы: «чёрный ветер, белый снег», это и свет — тьма, и добро — зло, и старое — новое. Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией. Петроград оказывается включённым в стихию, становится её частью, проявлением.

Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.

Необходимо понять то, как «сделана» первая строфа поэмы: шесть ее стихов представляют собой пять предложений: первые три назывные. Это емкая экспозиция, знакомство с основными образами-символами поэмы.

Уже в первой строфе поэмы появляется пока опосредованно и один из самых загадочных и спорных ее образов — образ Христа. Последняя строка «На всем Божьем свете» важна тем, что в ней образ Творца возникает при упоминании о созданном им мире. По логике цветового решения поэмы (первые две строки: черное — белое), эта строка более естественно звучала бы так: «На всем белом свете». Блок намеренно вводит в первую же строфу поэмы другой образ, восходящий к общечеловеческим нравственным ценностям, столь значимым для него.

— Какие сатирические образы встречаются в первой главе поэмы? (При ответе следует зачитывать соответствующие фрагменты текста.) (Старушка, буржуй, барыня в каракуле, прохожие, бродяга).Как обрисованы они? (Лаконично, выразительно). Какими рисует их Блок? (Большую роль играет речевая характеристика).

Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке)) 

— Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир в первой главе? Только ли старый мир изображается сатирически?

— Найдите эпитеты, которые относятся к используемому поэтом слову «злоба».

(Злоба, густая злоба кипит в груди. Черная злоба, святая злоба.)

В контексте цветового решения поэмы эпитет «черная» применительно к злобе вполне объясним: злоба — это черные силы. «Густая» злоба» тоже объясняется достаточно легко, но почему злоба «святая»?

Блок понимал революцию как своего рода наказание правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным и нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и как будто восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является исторически объяснимой и в чем-то оправданной — «святая», но даже это не может изменить ее черную природу, она не перестает быть враждебной гуманизму силой разрушения и уничтожения.

2 глава.

Кто появляется во 2 главе? (красноармейский патруль). Какими рисует их поэт?

 («В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину надо б бубновый туз!»)

Бубновый туз – метонимическое обозначение каторжника (Ромб нашивали на одежду каторжан). — Как относятся «двенадцать» к религии? Какой рефрен звучит в этой главе? («Свобода, свобода, // Эх, эх, без креста!»). С него начинается развиваться главный мотив поэмы. Какой? (Революция своими декретами и действиями попрала религиозные чувства, сознание и нравственные устои человека старого мира).

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в святую Русь –

В кондовую,

В избяную.

В толстозадую!»

Какой предстаёт Русь в этом фрагменте? (Кондовой – старинный, прочный, основательный (Толковый словарь Ушакова);  избяной -  свойственный избе, характерный для неё (Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.)).  Русь крестьянская, деревенская.

— К какому миру: света или тьмы, добра или зла, принадлежат главные герои, появляющиеся во второй главе? Подтвердите ваше мнение текстом фрагмента «Винтовок черные ремни».

 (Сослагательное наклонение, употребляемое Блоком, помогает понять авторское отношение к героям: Блок не судит их безапелляционно, а просто констатирует факт. В данном случае более оправданным будет разговор о сочувственном отношении поэта к «двенадцати», поскольку и их внешность (что видно уже сейчас), и духовный облик (что станет ясно позднее) слишком явно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизни, в которой, чтобы уцелеть, понадобилось стать такими, какими они стали. Расхожая мысль о том, что «двенадцать» — это «плоть от плоти старого мира», предельно точно передает суть этих персонажей.)

 (В данном контексте свобода понимается как активное неприятие религии, борьба с ней.)

— Какой призыв звучит во второй главе поэмы? Как вы понимаете слова, ставшие после появления «Двенадцати» своего рода ее визитной карточкой?

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

(В поэме данный призыв играет роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать его тяготы и лишения. Однако уже в самом мотиве «похода» «двенадцати», отраженном в призыве, содержится указание на то, что враг непременно присутствует, необходимо отыскать его.)

Что же будет определять их  новую жизнь? Именно в это момент в сюжет включается любовная история.

3 глава. Что представляет собой 3 глава? (Это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание). Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. И получить на это надо благословение Господа.

«Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!»

 — Почему эта строфа заканчивается обращением к Творцу: «Господи, благослови!» Может ли Творец благословить подобное? Почему «Двенадцать», которые отказываются от Бога, обращаются к нему же с просьбой «благословить» «мировой пожар», которую он не может — изначально — удовлетворить? Понимают ли они это? И если понимают, то почему все-таки обращаются?

(В этом обращении можно выделить два аспекта: первый — оно подтверждает нерасторжимое единство героев поэмы с тем миром прошлого, порождением и во многом воплощением которого они являются и от которого отрекаются, стремясь уйти от него, так как в нем благословение Господне было обязательным для любого начинания. Второй связан с тем, что в попытке «двенадцати» получить благословение отчетливо прослеживается стремление переложить личную ответственность за свои поступки на власть не только советскую (которая принимает ее весьма охотно), но и на духовную. Об этом специфическом качестве русского человека Н. Бердяев писал так: «Болезнь русского общественного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести, в отсутствии сознания, нравственной ценности подбора личных качеств» (Из глубины. М., 1990).

Таким образом, двойственность героев не является их личностным отличием, она определяется нравственным климатом эпохи и соответственно сама определяет эту эпоху.)

4 глава. Появление каких героев рисует Блок в 4 главе? Какие чувства это появление пробуждает в Петьке? (Появление Ваньки с Катькой на лихаче вызывает у Петьки чувство тоски по прошлому). Как изображается Ванька в этой главе?

5 глава. Убийству героини предшествует воспоминания о любви – 5 глава. Вся эта глава – это монолог Петьки «с цыганским надрывом». Какие чувства передаются в этой главе?  (В начале главы – нежность, далее - муки ревности, обиды). Каким призывом заканчивается глава? («Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!»).

6 глава.  Чувства, разбуженные в Петьке, приводят к трагедии. Как Блок рисует эту сцену? Какие реплики передают их восприятие её гибели? (А Катька где? – Мертва, мертва! //Простреленная голова!// Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…//Лежи ты, падаль, на снегу!»)

— За что убили Катьку? В чем вина Катьки, за которую ее так страшно наказали?

(Фактически Катька является невинной жертвой: даже если и считать виной Катьки перед революцией то, что она «проводила ночки» не с красноармейцем Петрухой, а с «буржуем Ванькой», то не слишком ли сурово за такую «вину» наказание — расстрел без суда и следствия и глумление над трупом — «Лежи ты, падаль, на снегу!..»?).

Почему именно это событие – убийство Катьки – единственное и центральное в поэме (из 12 глав – 5 о нём)? Чтобы «показать чёрную злобу и ненависть», что «им ничего не жаль»,  что «идут без креста и без имени святого», что «для них нет никаких преград», что «революция сопряжена с кровью», что «её жертвами становятся безвинные люди».

     Большинство реплик, несущих мотив разгула, удали своеволия сосредоточен именно в эпизоде, связанном с убийством Катьки.

Зачем сюжету о революции любовная мелодрама и смерть? Внешне убийство Катьки случайно, но внутренне закономерно. Его истоки в несдерживаемой стихии. Стихия, несущая творческое начало, по Блоку, может нести и разрушение, если власть ничем не ограничена.

— Почему именно в этот момент — момент торжества произвола и жестокости — снова появляется «революционный призыв»? Катька ли «враг неугомонный»?

«Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!»

7 глава.

— Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что — в нравственном плане — произошло, что они сотворили?

— Чем вызваны переживания Петрухи? Переживал бы он, если б не «проводил ночки черные, хмельные с этой девкой»?

(Переживания героя лишены нравственной основы. Они вызваны физиологическим влечением. Поскольку остальные, похоже, не обременены памятью об этих «ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно: в оказании «моральной поддержки» Петрухе принимают участие пять человек из двенадцати; при этом особое внимание должно быть на последнюю фразу:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!)

— Что может быть тяжелее — в нравственном плане, — чем то, что они совершили?

— Как характеризует нравственный мир Петрухи и «двенадцати» то, что такого «утешения» оказалось достаточно, чтобы «он опять повеселел»?

8 глава.

Что толкает героя на вакханалию? («Запирайте етажи,// нынче будут грабежи!// Отмыкайте погреба - // Гуляет нынче голытьба!»)

 Восемь строк создают жуткую картину 6ездуховности: явлениями одного порядка предстают: лущить семечки, чесать темячко, проводить времячко и полоснуть ножичком. В системе ценностей персонажа подобные действия одинаковы. Для показа этого Блок ювелирно строит эти восемь строк: и на фонетическом, и на морфологическом, и на синтаксическом уровнях почти полное уподобление, чтобы контрастнее выделить нравственную без дну. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого — полное духовное одичание, забвение самого себя как человека!)

— Почему восьмая глава заканчивается именно так: «Скучно!»? О какой «скуке» идет речь?

 «Скучно» - абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания» своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остаётся в прежнем состоянии. Композиционно глава закольцована словом «Скучно!».

9 глава.  Кризис души совпадает с кризисом пути в 9 главе. Назовите образы-символы этой главы. (Буржуй на перекрёстке, пёс («паршивый», «голодный», «безродный»).

— Случайно ли образ «буржуя» дан «на перекрестке»? Что такое перекресток? Только ли это четыре дороги, или это еще и крест?

— Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращен этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл именно там, где должно находиться сердце распятого на кресте Христа?

— Можно ли сказать, что основной вопрос этой главы (и всей поэмы?) связан не с проблемой противостояния старого и нового миров, а с судьбой человека в мире, который разрушен?

— Как вы понимаете контрастное изображение мира страдающего человека, жизнь которого разрушена, и мира, в котором правит бал призыв «Гуляй, ребята, без вина!»?

В девятой главе поэмы Блок рисует страшную в своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог быть человеком (каким — это уже вопрос другого порядка, важно, что не человеком-вопросом, а человеком), разрушен, и разрушен он теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие.

9 глава основательна, серьёзна и спокойна по своему звучанию. В ней нет ни одного восклицательного знака, а всего их в поэме 83.

10 глава. Сюжет в этой главе как будто ломается: любовная драма, ревность, убийство отодвигаются на второй план и поглощаются всемирной вьюгой. Какой мотив снова появляется в этой главе? (Мотив отрицания Христа. На обмолвку Петьки: «-Ох, пурга какая, Спасе!» следует суровая тирада-отповедь: «-Петруха! Эй, не завирайся!//От чего тебя упас/ Золотой иконостас?//Бессознательный ты, право,// Рассуди, подумай здраво - // Али руки не в крови // Из-за Катькиной любви?»)

Случайно ли обычная оговорка вызывает такую тираду?

Почему именно в момент минутного колебания героя появляется известный призыв «Шаг держи революционный»?

11 глава.

…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Строфа отделена от предшествующих и последующих строк многоточием. Почему? Не значит ли это, что Блок хотел обратить внимание читателей на её содержание, выделить её? Что же особенно важно в ней?

В первую очередь — вопрос о том, куда идут «двенадцать», какая «даль» является их целью. Общепризнанно, что мы-то сейчас и живем в этой самой «дали». Наверное, наше настоящее столь неприглядно в нравственном плане потому, что начиналось оно с бездуховности, что первые шаги в него были сделаны «двенадцатью» и такими, как они, — и Блок нам эти шаги показал...

Обратите внимание на последнюю строку: «Ничего не жаль». Она предстает как бы констатацией факта, но уместен вопрос:

— Только ли ничего или никого не жаль? А себя?

Вот тут-то и приоткрывается нечто очень важное: ведь если героям поэмы не жаль ни себя, ни окружающих, то можно ли их винить в этом? Или виной тому жизнь, которая сделала их такими? Жизнь, в которой, чтобы уцелеть, надо было отринуть жалость, человечность, сострадание, милосердие, потому что в ней нет места этим нравственным качествам... М. Горький писал в «Несвоевременных мыслях»: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Блок не судья своим героям, он прекрасно понимает, что революция не сделала людей хуже, она всего лишь «дозволила» проявиться в их поведении тому, что было постыдным.

12 глава.

Какая картина нарисована в последней главе поэмы?

Картина, нарисованная в последней главе поэмы, — двенадцать красноармейцев, за которыми ковыляет голодный пес, всегда охотно воспроизводилась тогда, когда надо было подтвердить, что Блок прославил поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что поэт прекрасно понимал: прошлое и будущее неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе.

Последняя строфа поэмы — апогей этого шествия. Любопытно проследить за «расстановкой» героев: «позади — голодный пес» (образ-символ старого мира), центр группы — «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими и — как они считают абсолютно им не нужный (что и словом, и делом доказывалось ими на протяжении всего пути) — Иисус Христос.

—Случайно ли появление Христа в последней главе поэмы?

Это появление нельзя считать неожиданным: начиная с первой же строфы поэмы, образ Творца постоянно присутствует в ней. Однако для невнимательного читателя этот образ возникает неожиданно. Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Одни — видевшие в поэме «прославление» Блоком революции — считали, что Христос чужд революции и ее идеалам (отсюда и строки «Впереди идет матрос»!), другим виделось кощунство в том, что Блок поставил Христа впереди убийц (каковыми, как мы видели, «двенадцать» и являются). Необходимо обратиться к записной книжке поэта, к записи от 18 февраля.

—Почему поэту «страшно, что опять Он с ними»?

Вспоминаем, что изначально христианство — религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, — это «конец исторического процесса», конец когда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути — ибо он не принес ни мира, ни добра — похода.

—Что значит «Надо другого»? О ком это? Почему Он нужен?

Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».

«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центрально­му «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов). 

 

-Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непре­ходящее значение Блока и его творчества.

Задание на дом.

Как бы вы интерпретировали образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии» , выучить отрывок из поэмы Блока «Двенадцать» (12-ую главу поэмы).

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога