17.11                               Русский язык                       11-б

 Тема:  Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Здравствуйте, ребята, запишите число, классная работа, тему урока. Читаем конспект, делая необходимые записи и выполняя задания.

 

-В зависимости от грамматического состава различают предложения двух типов: распространенные и нераспространенные.

Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.

Пример:

Звезды меркнут и гаснут... (И. Никитин): "звёзды" - подлежащее, "меркнут", "гаснут" - сказуемое;

Прошло сто лет... (А. Пушкин): "прошло" - сказуемое, "сто лет" - подлежащее.

Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.

Пример:

У широкой степной дороги ночевала отара овец. (А. Чехов)

Члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

К ним относятся определения, дополнения и обстоятельства. Они находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. Второстепенные члены могут относиться и к другим второстепенным членам.

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Как правило, согласованные определения выражаются прилагательными или причастиями и согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже:

Пример:

разбитое окно, у разбитого корыта, синие платки.

Несогласованные определения могут быть выражены существительным в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.

Пример:

Меж виноградных лоз нагорный ключ от мирного аула недалеко бежал по камням... (М. Лермонтов):

"виноградных", "нагорный", "мирного" - согласованные определения.

 

Хорек — это бархатистый грациозный зверек, с живыми глазками-бусинками. (В. Солоухин):

"с живыми глазками-бусинками" - несогласованное определение.

Особым видом определения является приложение.

Пример:

Ильмень-озеро;

Он, этот деревенский балагур, был уморительно смешон. 

Дополнение — второстепенный член предложения, указывающий предмет, на который направлено действие или который является результатом действия.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражаются существительными (местоимениями) в вин. п. без предлога (читаю книгу). Дополнения во всех остальных падежах с предлогом и без предлога и в вин. п. с предлогом являются косвенными.

Пример:

Хранили многие страницы отметку резкую ногтей. (А. Пушкин)

"Отметку" — прямое дополнение; "ногтей" — косвенное дополнение.

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначаюший различные условия совершения действия, а также его качество или состояние

Различают следующие виды обстоятельств: места действия, времени, образа действия, цели, причины, условия.

Пример:

Лицо его хорошо освещали очень яркие и умные глаза. (Н. Гоголь):

"хорошо", "очень" - обстоятельства.

- Работа на закрепление пунктуационных и орфографических навыков. Е 2-ой абзац  разобрать по членам предложения

Живая речь

П(…)ром это шумный к(..)лхозный базар. Он заменяет собой народ­ные сборища и колхозные чайные.

Чтобы узнать все новости чтобы наслушаться всяких мудрых и неожидан(нн)ых сентенций и (не)вероятных рассказов  надо пойти на завален(нн)ый сенной трухой щелястый паром и только посиживать там покуривать да слушать переправляясь с берега на берег.

Почти все паромщики  люди словоохотливые  острые на язык и бывалые. Особенно они любят поговорить к вечеру когда спокойно опускается солнце за крутояром - высоким берегом - и толчется в воз­духе и зудит мошкара.

Вообще вся шумная и разнообразная жизнь на речных берегах на пристанях (их зовут дебаркадерами или конторками)  около наплывных мостов - плашкоутов со множеством т(…)лкущегося там речного народа  с его особыми нравами и традициями,   дает б(…)гатую пищу для изучения языка.

(К. Паустовский)

 

 

Д\З. Работа с текстом (записать), письменно отвечаем на вопросы

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдавалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густо шумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить – больше!

 

1.Определите тип текста.

2.Найдите и выпишете личные местоимения, какую роль они играют в тексте?

3.Выпишете глаголы, определите их вид. Что они показывают?

4.В тексте используются существительные-профессионализмы, выпишете их, определите, для чего они используются

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога