17.11 Русский
язык 11-б
Тема: Распространённые
и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Здравствуйте, ребята, запишите число, классная
работа, тему урока. Читаем конспект, делая необходимые записи и выполняя
задания.
-В зависимости от грамматического состава различают предложения двух
типов: распространенные и нераспространенные.
Предложения,
состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.
Пример:
Звезды меркнут и гаснут... (И. Никитин): "звёзды" - подлежащее,
"меркнут", "гаснут" - сказуемое;
Прошло сто лет... (А. Пушкин): "прошло" - сказуемое, "сто
лет" - подлежащее.
Предложения,
в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные,
называются распространенными.
Пример:
У широкой степной дороги ночевала отара овец. (А.
Чехов)
Члены
предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и
сказуемого, называются второстепенными.
К ним относятся определения, дополнения и обстоятельства.
Они находятся в подчинительной связи с главными членами предложения.
Второстепенные члены могут относиться и к другим второстепенным членам.
Определение —
второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.
Определения бывают согласованными и несогласованными. Как
правило, согласованные определения выражаются прилагательными или причастиями и
согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже:
Пример:
разбитое окно, у разбитого корыта, синие платки.
Несогласованные определения могут быть выражены существительным в
косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Пример:
Меж виноградных лоз нагорный ключ
от мирного аула недалеко бежал по камням... (М. Лермонтов):
"виноградных", "нагорный", "мирного" -
согласованные определения.
Хорек — это бархатистый грациозный зверек, с живыми
глазками-бусинками. (В. Солоухин):
"с живыми глазками-бусинками" - несогласованное определение.
Особым видом
определения является приложение.
Пример:
Ильмень-озеро;
Он, этот деревенский балагур, был уморительно смешон.
Дополнение —
второстепенный член предложения, указывающий предмет, на который направлено
действие или который является результатом действия.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей. Дополнения
бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражаются
существительными (местоимениями) в вин. п. без предлога (читаю книгу).
Дополнения во всех остальных падежах с предлогом и без предлога и в вин. п. с
предлогом являются косвенными.
Пример:
Хранили многие страницы отметку резкую ногтей. (А. Пушкин)
"Отметку" — прямое дополнение; "ногтей" — косвенное
дополнение.
Обстоятельство —
второстепенный член предложения, обозначаюший различные условия совершения
действия, а также его качество или состояние
Различают
следующие виды обстоятельств: места действия, времени, образа
действия, цели, причины, условия.
Пример:
Лицо его хорошо освещали очень яркие и умные глаза.
(Н. Гоголь):
"хорошо", "очень" - обстоятельства.
- Работа на закрепление пунктуационных и орфографических
навыков. Е 2-ой абзац разобрать по членам
предложения
Живая речь
П(…)ром это шумный к(..)лхозный базар. Он
заменяет собой народные сборища и колхозные чайные.
Чтобы узнать все новости чтобы наслушаться всяких
мудрых и неожидан(нн)ых сентенций и (не)вероятных рассказов надо пойти на завален(нн)ый сенной трухой
щелястый паром и только посиживать там покуривать да слушать переправляясь с
берега на берег.
Почти все паромщики люди словоохотливые острые на язык и бывалые. Особенно они любят
поговорить к вечеру когда спокойно опускается солнце за крутояром - высоким
берегом - и толчется в воздухе и зудит мошкара.
Вообще вся шумная и разнообразная жизнь на речных
берегах на пристанях (их зовут дебаркадерами или конторками) около наплывных мостов - плашкоутов со
множеством т(…)лкущегося там речного народа с его особыми нравами и традициями, дает
б(…)гатую пищу для изучения языка.
(К. Паустовский)
Д\З. Работа
с текстом (записать), письменно отвечаем на вопросы
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как
ствол в прошлом году срезали и тащили трактором, и распиливали его на части, и
кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое
бревно не сдавалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий
вяз или ветку густо шумящую. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но
не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет!
Ведь вот как оно хочет жить – больше!
1.Определите
тип текста.
2.Найдите и
выпишете личные местоимения, какую роль они играют в тексте?
3.Выпишете
глаголы, определите их вид. Что они показывают?
4.В тексте
используются существительные-профессионализмы, выпишете их, определите, для
чего они используются
Комментарии
Отправить комментарий