16.11 Русский
язык 6-а, №1
Тема: Развитие
речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
Здравствуйте,
ребята, запишите число. Классная работа, тему урока. Читайте конспект, делая
необходимые записи(выделены)
-Для
начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и для чего. Если сухо
перечислить предметы, находящиеся в помещении, сочинение не получится — выйдет
что-то вроде пересчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чувства,
может нам нравиться, показаться непривлекательным или оставить равнодушными. В сочинении как раз и
надо выражать отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите поделиться. Как это
сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или
косвенной оценки.
2.
Работа по учебнику
1. Упр. 180.
Комментарии
Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:
а) паркетный пол;
б) стены — циферблат
стенных часов, календарь, картина в зо-
лочёной раме, большое зеркало;
в) потолок — полосы
солнечного света на потолке;
г) окна — трёхстворчатое
окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;
д) мебель - шкаф в углу,
полка для книг, журнальный сто-
лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья.
Благодаря
плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а
плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо
выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них
подробнее.
На
какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пойдёт о жилом интерьере.
Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся
представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет
конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и
т. д.
Систематизация
материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание
на контраст между маленьким журнальным столиком и большим обеденным столом;
отметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска
паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.
Вот
уже и проступает отношение к интерьеру, заметен неравнодушный взгляд.
2. Упр. 181 — чтение текста, сложный план.
Комментарии
Первый
пункт («Вход в горницу») служит введением. Основная часть поделена на подпункты. Уже в их
контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не создают
впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выразительность искусных
украшений, созданных руками народных умельцев. Последний пункт плана («Народное
искусство живёт и сегодня») обобщает сказанное, делает вывод,
т.
е. является заключением.
Теперь
легко ответить на вопрос: «С какой целью автор
создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: автор хотел
утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что
народное искусство вечно.
Дополнительный
вопрос и комментарии
—
Как автор выражает своё отношение к описываемому интерьеру?
Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лексику.
«Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени...»,
«горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые,
льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты
(яркой,
чудесные) добавляют выразительности, показывают отношение автора к изображаемому.
Вывод, сделанный в конце
описания, выражает уважение автора к
народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.
3.
Словарно-орфоэпическая
работа
Прочитайте
вслух слова, данные в рамках на с. 103.
Запишите
их в, поставьте ударение.
Составьте
словосочетания с этими словами.
(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и
заданий, написание сочинения.)
Комментарии
Отправить комментарий