19.02
Русский язык 10-б
Тема:
Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение.
Ребята,
запишите число и тему, выполняйте задания:
Задание №1.
Терминологический диктант (с толкованием
терминов).
Слова
для диктанта:
Синтаксис,
пунктуация, согласование, управление, примыкание, вводные слова, обращение,
параллелизм, инверсия, сложное предложение.
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
Приведите пример.
- Какие предложения называются сложноподчинёнными?
Приведите пример.
- Как называются части СПП?
- Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?
Задание №2.
Выборочный диктант.
Запишите
предложения, отметьте номера:
–
ССП
– СПП
– БСП
1. Разговор показался ему интересен, и он остановился,
ожидая случая высказать свои мысли.
2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на
облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.
3. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.
4. В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек
и как тяжело захрустел наст под ногами
медведя.
5. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на
востоке уже стало светлеть.
6. Места, по которым они проезжали, не могли назваться
живописными.
Запись с разбором 4 предложения,
составление схемы 6 предложения.
Задание №3.
Работа с учебником.
Из упражнения №118 выпишите предложения,
соответствующие схемам:
1. [ ] , (когда
…).
2. [ ] , (что…),
(которая…)!
3. [ ] ; [ ] …
4. [ ] , [ ] , ( в котором…)…
Докажите устно, определите вид придаточных.
Каковы смысловые отношения между частями
?
Обратите внимание на частоту
употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли
сложных предложений в системе языка.
Задание №4.
Анализ частных случаев постановки
запятой в СП.
Мы
вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже
виднеются синие тени земли.
Ребята
шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось
всего три километра.
-
Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы
предложений.
Задание №5.
Перед вами текст. Прочитайте его
выразительно.
Определите тип речи, стиль, тему,
основную мысль
Выполните задания к тексту.
(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что
в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста,
причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим
глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы
и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни
неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача,
студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни
террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что
типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды,
возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все
чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек,
заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других;
любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой
стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных
мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не
могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы,
истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая
породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры,
которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого,
пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для
всего мира.
(В.В.Набоков)
1. Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным
изъяснительным, напишите его номер.
2. Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и
сказуемым.
3. Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными
членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.
4. Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх
простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.
5. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение,
одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите
его номер.
(Можно
применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами
консультантам.)
Домашнее
задание.
Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о
чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.
Комментарии
Отправить комментарий