19.02                                                 Русский язык                                           10-б

Тема:  Повторение изученного в 5-9 классах. Сложное предложение.

 

Ребята, запишите число и тему, выполняйте задания:

 

Задание №1.

Терминологический диктант (с толкованием терминов).

Слова для диктанта:

Синтаксис, пунктуация, согласование, управление, примыкание, вводные слова, обращение, параллелизм, инверсия, сложное предложение.

 

-       Какие типы сложных предложений вы знаете?

-       Какие предложения называются сложносочинёнными? Приведите пример.

-       Какие предложения называются сложноподчинёнными? Приведите пример.

-       Как называются части СПП?

-       Какие виды придаточных вам известны? В чём их отличие?

 

 Задание №2.

Выборочный диктант.

Запишите  предложения, отметьте номера:

– ССП       

 – СПП               

 – БСП      

1.     Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.

2.     Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали.

3.     Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

4.     В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами  медведя.

5.     Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

6.     Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.

 

Запись с разбором 4 предложения, составление схемы 6 предложения.

 

Задание №3.

 Работа с учебником.

Из упражнения №118 выпишите предложения, соответствующие схемам:

 

1.     [   ] , (когда …).

2.     [   ] , (что…), (которая…)!

3.     [   ] ; [   ] …

4.     [   ] , [   ] , ( в котором…)…

Докажите устно, определите вид придаточных.

 

 

Каковы смысловые отношения между частями ?

Обратите внимание на частоту употребления сложных предложений в художественной речи. Сделайте вывод о роли сложных предложений в системе языка.

 

Задание №4.

Анализ частных случаев постановки запятой в СП.

Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли.

Ребята шагали быстро, и, когда справа показался лесок, до места ночлега оставалось всего три километра.

 

 - Вспомните и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

 

Задание №5.

Перед вами текст. Прочитайте его выразительно.

Определите тип речи, стиль, тему, основную мысль

Выполните задания к тексту.

 

(1)По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

(2)Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. (3)Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.

(4)Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5)Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8)Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (11)Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.

(В.В.Набоков)

 

1.     Среди предложений 1-3 найдите СПП с придаточным изъяснительным, напишите его номер.

2.     Выпишите номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

3.     Среди предложений 2-5 найдите простое с однородными членами, соединёнными разделительным союзом. Напишите его номер.

4.     Среди предложений 2-6 найдите СПП, состоящее из трёх простых, с последовательным подчинением. Напишите его номер.

5.     Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.

 

(Можно применить методы самопроверки, взаимопроверки или сдать листки с ответами консультантам.)

 

 

 

Домашнее задание.

Повторить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, записать схематически. Написать миниатюру на основе текста о чеховском герое. Высказать своё отношение к вопросу, поднятому В.Набоковым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога